Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания личности. В работах И.С. Кона, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др. представлен философско-социологический аспект проблемы самосознания. Различные аспекты самосознания в контексте развития личности проанализированы в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Л.С. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и других.
В философской литературе под самосознанием понимается выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к окружающему миру. В социологии самосознание характеризуется как позиция человека – представителя определенной социальной группы. В психологии оно определено как "Я –образ", "Я – концепция", связанные с выделением человеком себя из объективного мира. К.К. Платонов считает: "Самосознание – одно из проявлений сознания как выделение себя [Я] из объективного мира ["не Я"]; осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения". В педагогике сущность и функции самосознания исследуются с позиции процесса формирования личности, самосознание исследуется как процесс, в котором человек познает себя и относится к себе.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна показано, что самосознание представляет собой особую ступень в становлении личности. Складывающееся самосознание в значительной мере определяет направленность, в том числе и профессиональную, человека, выполняет регулятивные функции в его психической жизни, выступая как один из важнейших механизмов саморегуляции личности.
Самосознание в старшем школьном возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценить качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений. На основе самосознания развивается потребность в самовоспитании, направленном уже не только на преодоление тех или иных недостатков и развитие отдельных положительных качеств, но и на формирование личности в целом в соответствии с идеалами. Составным компонентом целостного самосознания личности является профессиональное самосознание. П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как "избирательно направленную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей самостоятельной деятельности". Профессиональное самосознание студентов формируется благодаря развитию мышления, самостоятельности и других качеств и свойств личности и проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самосознание как процесс включает понимание себя, своего профессионального поведения, эмоциональное самоотношение и самооценку; осознание норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон. Профессиональное самосознание – "это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это система отношений и установок к себе как профессионалу, … опирается на профессиональную самооценку – потенциальную, ретроспективную, актуальную, идеальную". Позитивное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив приводит к позитивной профессиональной Я-концепции – структурированному представлению о себе как о профессионале. У любого человека при условии позитивного самовосприятия повышается уверенность в себе, эффективность в профессиональном обучении, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации.
Образование, педагогика, воспитание:
Проведение исследовательского эксперимента
На примере приведенной выше работы над проектом, был проведен исследовательский эксперимент в одном из 3-их классов гимназии №9 города Красноярска. В организованной работе над проектом участвовало 17 человек. В данном учебном заведении программой предусмотрено изучение информатики в начальной школе ...
Знакомство с деятельностью классного руководителя
Направления в работе (выясняются из беседы с классным руководителем) Работа направлена на формирование глубоких и прочных знании, коммуникативную компетентность, развитие инициативы, познавательного интереса к предмету, творческого мышления, самостоятельность обучающихся, умение планировать, прогно ...
Типы учебных упражнений
Анализируя содержание существующих программ обучения, учебников для начальной школы можно отметить, что содержание программ нацелено на: - формирование у школьников приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения); - на формирование умений д ...