Золотая педагогика

Развитие самосознания в процессе профессионального самоопределения

Другое о педагогике » Влияние стиля деятельности на выбор профессионального самоопределения » Развитие самосознания в процессе профессионального самоопределения

Страница 2

Таким образом, профессиональное самосознание можно определить как качество личности, проявляющееся в направленности субъекта на самого себя в целях профессионального самоопределения, соотнесении требований профессий со своими возможностями, осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.

Организующими факторами, влияющими на процесс становления профессионального самосознания, являются: социальная ориентация (желаемый образ жизни, социальные ценности и социальный идеал) (Митина, 1998); отнесение себя к профессиональной общности людей, обусловливающее взаимоподдержку и взаимовыручку; представления о себе в рамках патриотического самосознания – как гражданина своей страны, в рамках планетарного самосознания – как осознание причастности ко всему человечеству; космического сознания – как сознания своей причастности к уневерсуму и осознание себя как его индивидуального проявления; в историческом контексте; сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности.

Развитое самосознание, по мнению Е.А. Климова, – одно из условий формирования оптимального индивидуального стиля в решении трудовых задач, связанного с максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.

Самосознание личности, профессиональное самосознание представляют собой динамичные образования, способные развиваться, изменяться, расширяться, в процесс профессиональной подготовки в ССУЗе необходимо включать специальную работу по их оптимизации.

Компонентом профессионального самоопределения является, по мнению Е.Г. Ефремова, Н.А. Рыбакова, профессиональная идентификация, которая определяется как "процесс самоотождествления и отождествления себя с другими представителями профессиональной среды (реальными и идеальными), на основании устоявшейся эмоциональной связи и обеспечивающий стабилизацию… профессионального развития" .

Значимым компонентом профессионального самоопределения учащегося является его профессионально-личностная компетентность – владение учащимся определенным набором знаний, умений, навыков в профессиональной области и способность применять их в тех пределах, которые предусмотрены образовательной программой, а также способностью мобильно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессии. Спецификой профессиональной компетентности современного специалиста является его обращенность в будущее (вероятностное самоопределение), способность к самоорганизации и дальнейшему самостоятельному совершенствованию своего профессионализма, понимание им перспективы профессионально-личностного роста и адекватное оценивание в этом аспекте своей личности. Особенностями личностной компетентности специалиста являются качества адаптивно-толерантной личности, позволяющие гибко реагировать на происходящие изменения в системе общественных производственных отношений, планировать свою профессиональную карьеру и сохранить при этом свою уникальность и неповторимость.

В эксперименте принимали старшеклассники, в количестве 53 человека, МУ "СОШ" № 6, г. Ачинска

Процедура исследования состояла в следующем, нами были использованы:

1.опросник Леонгарда – Шмишека – определение типа акцентуации характера, состоящий из 88 вопросов, касающихся различных сторон личности, для уточнения или опровержения данных опросника Кеттелла. (приложение №1)

2. тест Кэттелла (16 PF – опросник), многофакторный опросник личности, сокращенный вариант, содержащий 105 вопросов. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кэттелл называет конституционными факторами, индивидуально-психологические особенности человека. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности формирования и развития познавательного интереса школьников
Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач: познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохраняла ...

Психологические и психофизиологические особенности младших школьников
Тенденции развития психологических свойств такова: от большей слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению ее выносливости и подвижности по мере взросления. Это означает, что младшие школьники, особенно первоклассники, быстро достигают предела работоспособности, в очень мало ...

Исследования современных методик обучения английскому языку как второму иностранному
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом. Тогда коллектив кафедры обучения иностранным языкам Липецкого государ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru