Таким образом, профессиональное самосознание можно определить как качество личности, проявляющееся в направленности субъекта на самого себя в целях профессионального самоопределения, соотнесении требований профессий со своими возможностями, осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.
Организующими факторами, влияющими на процесс становления профессионального самосознания, являются: социальная ориентация (желаемый образ жизни, социальные ценности и социальный идеал) (Митина, 1998); отнесение себя к профессиональной общности людей, обусловливающее взаимоподдержку и взаимовыручку; представления о себе в рамках патриотического самосознания – как гражданина своей страны, в рамках планетарного самосознания – как осознание причастности ко всему человечеству; космического сознания – как сознания своей причастности к уневерсуму и осознание себя как его индивидуального проявления; в историческом контексте; сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности.
Развитое самосознание, по мнению Е.А. Климова, – одно из условий формирования оптимального индивидуального стиля в решении трудовых задач, связанного с максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.
Самосознание личности, профессиональное самосознание представляют собой динамичные образования, способные развиваться, изменяться, расширяться, в процесс профессиональной подготовки в ССУЗе необходимо включать специальную работу по их оптимизации.
Компонентом профессионального самоопределения является, по мнению Е.Г. Ефремова, Н.А. Рыбакова, профессиональная идентификация, которая определяется как "процесс самоотождествления и отождествления себя с другими представителями профессиональной среды (реальными и идеальными), на основании устоявшейся эмоциональной связи и обеспечивающий стабилизацию… профессионального развития" .
Значимым компонентом профессионального самоопределения учащегося является его профессионально-личностная компетентность – владение учащимся определенным набором знаний, умений, навыков в профессиональной области и способность применять их в тех пределах, которые предусмотрены образовательной программой, а также способностью мобильно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессии. Спецификой профессиональной компетентности современного специалиста является его обращенность в будущее (вероятностное самоопределение), способность к самоорганизации и дальнейшему самостоятельному совершенствованию своего профессионализма, понимание им перспективы профессионально-личностного роста и адекватное оценивание в этом аспекте своей личности. Особенностями личностной компетентности специалиста являются качества адаптивно-толерантной личности, позволяющие гибко реагировать на происходящие изменения в системе общественных производственных отношений, планировать свою профессиональную карьеру и сохранить при этом свою уникальность и неповторимость.
В эксперименте принимали старшеклассники, в количестве 53 человека, МУ "СОШ" № 6, г. Ачинска
Процедура исследования состояла в следующем, нами были использованы:
1.опросник Леонгарда – Шмишека – определение типа акцентуации характера, состоящий из 88 вопросов, касающихся различных сторон личности, для уточнения или опровержения данных опросника Кеттелла. (приложение №1)
2. тест Кэттелла (16 PF – опросник), многофакторный опросник личности, сокращенный вариант, содержащий 105 вопросов. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кэттелл называет конституционными факторами, индивидуально-психологические особенности человека. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
Образование, педагогика, воспитание:
Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий
Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. В ...
Воздействие
подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей
дошкольного возраста
Исследования сенсорных систем различной модальности: зрения, слуха, тактильности — показали, что представители игровых видов спорта занимают ведущие места по показателям, характеризующим улучшение функционального состояния сенсорных систем. Игры с элементами спорта отмечаются большим разнообразием ...
Формирование устной речи у неслышащих детей
Как сказано выше слышащий ребенок, усваивая устную речь, располагает для этого определенной сенсорной базой (чувствительной основой), позволяющей ему воспринимать речь из вне и контролировать собственное произношение. При этом особо важная роль, как указывалось выше, принадлежит слуховому анализато ...