Золотая педагогика

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде

Страница 2

Сегодня здоровьесберегающие технологии – это не просто совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических и социально-психологических возможностей каждого ребенка. Исходя из такого понимания, использование здоровьесберегающих технологий должно быть направлено на выполнение целого ряда функций.

· Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических и психических возможностей ребенка.

· Воспитательная функция направлена на укрепление психической и физической выносливости, закалке волевых качеств личности.

· Образовательная функция заключается в ознакомлении ребенка со здоровым образом жизни.

· Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих детей при дефиците активного действия развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма к инфекциям. Особенно актуальна эта функция для часто болеющих детей.

· Общекультурная функция определяется тем, что внимание к здоровью должно быть органично связано с морально-нравственными целями.

· Организующая функция связана с тем, что занятия физической и психологической культурой организуют и заполняют свободное время ребенка полезными занятиями, препятствуют беспорядочному бдению у экранов телевизоров.

· Контролирующая и тормозящая функция связана с необходимостью регулярности действий по поддержанию и развитию здорового образа жизни.

Все эти функции обеспечивают развитие здоровьецентрированого сознания как понимания сущности здорового образа жизни, его жизненной необходимости.

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний, санитарно-гигиенической деятельности и др.); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового образа жизни, безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

Содержание и эффективность здоровьесберегающих технологий оцениваются по критериям. Под критерием понимается мера, на основе которой осуществляется оценка возможности влияния преимуществ данного варианта технологий по сравнению с другими. В частности для ДОУ это медико-педагогический контроль здоровьесберегающей среды. С помощью медико-педагогического контроля осуществляется анализ влияния на состояние здоровья детей всех мероприятий ДОУ с целью создания оптимальных условий для их пребывания и развития. Медико-педагогический контроль включает в себя:

· мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей (осуществляется медицинским персоналом ДОУ и врачами разных специальностей, обследование проводится не реже 2 раз в год);

· наблюдение и оценка содержания и организации двигательного режима (осуществляется педагогическими и медицинскими специалистами ДОУ на основании комплексной оценки двигательной активности детей в разных возрастных группах с использованием различных методик);

· проверка условий санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий и физкультурного оборудования (осуществляется по нормам и правилам СанПИН 2.4.1.1249–03 от 20.06.03).

Современное образование предъявляет к разрабатываемым технологиям следующие требования:

· системность – технология должна обеспечивать интеграцию целей, содержания технологии и ее методической системы;

· научность – должна иметь необходимое и достаточное научно-практическое обоснование и складываться на основе теоретических концепций и современных научных достижений в педагогике, психологии и медицине;

· соотносимость (когерентность) – направленность технологии должна соответствовать цели и задачам современного образования, условия ее реализации – учитывать реальные возможности и конкретные условия, в которых реализуется образовательный процесс;

· воспроизводимость – должна быть легкой и доступной в реализации для широкого круга специалистов, устойчивой во времени, т.е. давать возможность повторять ее с различными временными интервалами, на разных этапах обучения, образования;

· универсальность – предполагает возможность использования в разных условиях обучения, в групповой и индивидуальной форме, в различных образовательных системах, с детьми разного возраста и разной подготовки, имеющими различные образовательные потребности и проблемы;

· эффективность – технология должна обеспечивать достижение поставленных целей, задач при минимальных усилиях и затратах, гарантировать определенный результат в различных образовательных ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Структура проблемного урока
Проблемным называется урок, на котором преподаватель целенаправленно создаёт ситуации для поисковой деятельности студентов при приобретении и закреплении новых знаний и способов действий. Особенностью проблемного урока является то, что повторение пройденного материала в большинстве случаев сливаетс ...

Понятие педагогической технологии
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление з ...

Типология элективных курсов по математике
Выполненный нами в ходе исследования анализ педагогической, методической литературы показал, что существует несколько типологий элективных курсов: I. По разрешаемым задачам: Элективные курсы выполняют ряд задач: 1. Создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выб ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru