По направленности использования самой технологии выделяют четыре категории технологий:
1. Социальные (управленческие) здоровьесберегающие технологии направлены на изменение социокультурной среды;
2. Организационные здоровьесберегающие технологии направлены на изменение организации жизнедеятельности;
3. Содержательные здоровьесберегающие технологии направлены изменение содержания деятельности;
4. Целеформирующие здоровьесберегающие технологии направлены на изменение мотивации деятельности.
Классификация здоровьесберегающих технологии по характеру реализации включает: 1) директивные (закрытые), 2) недирективные (открытые, свободные).
Разнообразие оснований для классификаций здоровьесберегающих технологий, наличие многочисленных авторских подходов к классификации вызывают дополнительные трудности для их планирования и качественной реализации в образовательных средах.
Очевидной целью использования здоровьесберегающих технологий является создание психолого-педагогических условий обеспечивающих своевременное и полноценное психическое личностно-духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, лежащие в основе психологического здоровья.
Технологический проект, как правило, предполагает мониторинговую оценку результатов, сопровождающуюся рефлексией с целью учета неудач в последующей деятельности или перехода на другие технологии. Применительно к ДОУ – это формирование компетентности ребенка дошкольного возраста как одной из базисных характеристик личности ребенка дошкольного возраста. Которые включают в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную компетентность и компетентность в плане физического развития. Компетентность коммуникативная проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Компетентность социальная позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Компетентность интеллектуальная характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами. Компетентность ребенка в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представления о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений; испытывая недомогание, может сообщить о нем; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Формирование здоровьесберегающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в системе образования опирается на некоторые высказанные в литературе принципы, среди которых называют следующие.
Принцип гуманистической направленности, основанный на признании самоценности личности и создании психолого-педагогических и социальных условий для ее гармонически здорового и устойчивого развития и саморазвития.
Принцип системности развития здоровья и комплексности использования здоровьесберегающих технологий. Системность задач должна отражать взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (неравномерность) их развития. Реализация принципа системности развития возможно только при условии комплексного использования здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, при выборе здоровьесберегающих технологий и приемов необходимо учитывать следующие характеристики:
1) особенности реальной социальной ситуации развития ребенка: например, круга общения ребенка, включая сверстников и взрослых, семейное окружение т.д.;
2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;
3) уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизацию.
Ориентация на «индивидуальную норму» в рамках «возрастной нормы» должна характеризовать отбор и использование здоровьесберегающих технологий.
Выделяют также принцип целостности и непрерывности использования здоровьесберегающих технологий. Процесс развития ребенка имеет непрерывный характер, и проведение здоровьесберегающих мероприятий должно быть систематической и постоянной работой по заботе о детском здоровом развитии.
Предполагается, что принцип деятелъностного подхода связан с тем, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Суть его заключается в том, что главным способом приложения здоровьесберегающих технологий является организация активной деятельности самого ребенка и его активной совместной деятельности с взрослым и сверстниками.
Образование, педагогика, воспитание:
Справочная и научно-популярная литература и
методика их использования. Учебное оборудование по математике и методика
использования его в учебной работе
Обучение пользованию справочниками по математике, справочными таблицами и другой справочной литературой должно найти своё место при изучении математики в средней школе. Справочники необходимы по той причине, что для запоминания выбирается первостепенное, необходимое для изучения дальнейшего курса, ...
Анализ программ и технологий
Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание - неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой ...
Значение и роль дидактических игр на уроке математики
Исследования показали, что игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.). Рассмотрению игры как многообразной практической познавательной деятельности ребенка большое вн ...