Золотая педагогика

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде

Страница 3

Отбор содержания здоровъесберегающих технологий, опирающийся на перечисленные требования, должен соответствовать следующим критериям;

· Ценностная направленность на здоровьесбережение всех участников образовательного процесса.

· Гуманистическая направленность определяет внимание к здоровью и жизнедеятельности не только всех детей в целом, но и каждого в отдельности.

· Культуросообразность подразумевает опору на выработанные веками культурные традиции, сформированные в определенной природной среде.

· Научность содержания и применения опирается на соответствие современным достижениям науки.

· Прогностичность обозначает соответствие содержания всех элементов здоровьесберегающих технологий и на всех уровнях конструирования требованиям не только современного общества, но и общества ближайшего будущего; необходимость учитывать наряду с содержанием, которое отражает уже достигнутый уровень развития социума, научного знания, содержание, отражающее поиск научных достижений. Это обеспечивает общественный, коллективный и личностный рост.

· Системность и целостность содержания предъявляют требования к содержанию технологии, которые не вызывают противоречий в сознании и физическом развитии участников, обладают структурным единством, гармоничностью и согласованностью таких составляющих, как теоретическое представление, учебный план.

· Динамичность и открытость связаны с возможностью расширения и сокращения содержания здоровьесберегающих технологий в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств.

· Преемственность обозначает, что здоровьесберегающие технологии должны органично вписываться в содержание современного образования и не противоречить ему, формируя целостную картину мира ребенка.

· Доступность связана с тем, что содержание здоровьесберегающих технологий должно соответствовать возрасту воспитанников и обучающихся, их психическим и физическим возможностям, а также «зоне ближайшего развития» каждого ребенка и детской группы в целом.

· Гендерность связана с учетом тендерных особенностей развития и социальных норм полоролевой типизации.

· Единство содержания и применяемых методов и приемов предполагает учет педагогической реальности, связанной с возможностями осуществления конкретного учебного процесса, вне которого не может быть реализовано содержание здоровьесберегающих технологий. Это означает также, что при проектировании содержания необходимо учитывать принципы и способы его передачи, уровень усвоения и связанные с ним действия. Содержание теоретических и практических знаний должно соответствовать системе подкрепляющих их умений и навыков.

· Практическая значимость содержания отражает связь содержания здоровьесберегающих технологий с реальной жизнедеятельностью ребенка, его семьи, ближайшего социального окружения; направленность этих технологий на конкретную подготовку организма ребенка на решение задач будущего.

· Привлекательность связана с тем, что содержание должно активно затрагивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и взрослого, вызывая положительные эмоции и стремление к дальнейшему совершенствованию.

Любая технология включает в себя определенные процедуры в определенной последовательности. В данном случае это:

1) полное определение конкретной цели, которая определяется гипотетической идеей технологического проекта. Оценку качества технологии, ее эффективность производят путем соотнесения полученного результата и цели;

2) разработка теоретических оснований. Технологии всегда реализуют определенные научные представления и концепция в рамках той или иной аксиологической парадигмы;

3) поэтапная, пошаговая структура деятельности. Технологический проект имеет жесткую процедуру реализации, предусматривающую заранее отработанную последовательность этапов и операций деятельности;

4) контроль и анализ результатов.

Современный образовательный процесс включает широкий диапазон здоровьесберегающих технологий. Они настолько многообразны по своему характеру, что описать их в рамках одной классификации не представляется возможным. Ниже приводится ряд классификаций.

По аналогии с классификацией образовательных технологий можно выделить следующие группы здоровьесберегающих технологий:

· управленческой деятельности: к ним относится технологии программно-целевого планирования с учетом здоровьесберегающей парадигмы, здоровьесберегающие информационные технологии;

· организации образовательного процесса: предполагаю изменение структуры учебного заведения (например комплекс «детский сад – школа»), изменение направленности и характера образовательного процесса (школа адаптирующей педагогики).

· организации учебного процесса: предполагают включение в организацию учебного процесса динамических пауз, разгрузочных дней, изменение графика каникул, гибкий временной режим урока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Формирование устной речи у слышащего ребенка
Исходным и основным видом словесной речи в процессе ее усвоения слышащего ребенка служит устное слово. Развитие устной речи происходит на основе общения ребенка с окружающими в связи с различными видами его деятельности. Особо важную роль при этом играет развивающаяся функция слухового и речедвигат ...

Игры, способствующие развитию понимаемой речи
В первом полугодии второго года жизни особое внимание уделяется формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, получаемый при непосредственном кон ...

Педагогическая технология приобщения детей к истории и культурному наследию родного города
В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а так ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru