Отбор содержания здоровъесберегающих технологий, опирающийся на перечисленные требования, должен соответствовать следующим критериям;
· Ценностная направленность на здоровьесбережение всех участников образовательного процесса.
· Гуманистическая направленность определяет внимание к здоровью и жизнедеятельности не только всех детей в целом, но и каждого в отдельности.
· Культуросообразность подразумевает опору на выработанные веками культурные традиции, сформированные в определенной природной среде.
· Научность содержания и применения опирается на соответствие современным достижениям науки.
· Прогностичность обозначает соответствие содержания всех элементов здоровьесберегающих технологий и на всех уровнях конструирования требованиям не только современного общества, но и общества ближайшего будущего; необходимость учитывать наряду с содержанием, которое отражает уже достигнутый уровень развития социума, научного знания, содержание, отражающее поиск научных достижений. Это обеспечивает общественный, коллективный и личностный рост.
· Системность и целостность содержания предъявляют требования к содержанию технологии, которые не вызывают противоречий в сознании и физическом развитии участников, обладают структурным единством, гармоничностью и согласованностью таких составляющих, как теоретическое представление, учебный план.
· Динамичность и открытость связаны с возможностью расширения и сокращения содержания здоровьесберегающих технологий в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств.
· Преемственность обозначает, что здоровьесберегающие технологии должны органично вписываться в содержание современного образования и не противоречить ему, формируя целостную картину мира ребенка.
· Доступность связана с тем, что содержание здоровьесберегающих технологий должно соответствовать возрасту воспитанников и обучающихся, их психическим и физическим возможностям, а также «зоне ближайшего развития» каждого ребенка и детской группы в целом.
· Гендерность связана с учетом тендерных особенностей развития и социальных норм полоролевой типизации.
· Единство содержания и применяемых методов и приемов предполагает учет педагогической реальности, связанной с возможностями осуществления конкретного учебного процесса, вне которого не может быть реализовано содержание здоровьесберегающих технологий. Это означает также, что при проектировании содержания необходимо учитывать принципы и способы его передачи, уровень усвоения и связанные с ним действия. Содержание теоретических и практических знаний должно соответствовать системе подкрепляющих их умений и навыков.
· Практическая значимость содержания отражает связь содержания здоровьесберегающих технологий с реальной жизнедеятельностью ребенка, его семьи, ближайшего социального окружения; направленность этих технологий на конкретную подготовку организма ребенка на решение задач будущего.
· Привлекательность связана с тем, что содержание должно активно затрагивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и взрослого, вызывая положительные эмоции и стремление к дальнейшему совершенствованию.
Любая технология включает в себя определенные процедуры в определенной последовательности. В данном случае это:
1) полное определение конкретной цели, которая определяется гипотетической идеей технологического проекта. Оценку качества технологии, ее эффективность производят путем соотнесения полученного результата и цели;
2) разработка теоретических оснований. Технологии всегда реализуют определенные научные представления и концепция в рамках той или иной аксиологической парадигмы;
3) поэтапная, пошаговая структура деятельности. Технологический проект имеет жесткую процедуру реализации, предусматривающую заранее отработанную последовательность этапов и операций деятельности;
4) контроль и анализ результатов.
Современный образовательный процесс включает широкий диапазон здоровьесберегающих технологий. Они настолько многообразны по своему характеру, что описать их в рамках одной классификации не представляется возможным. Ниже приводится ряд классификаций.
По аналогии с классификацией образовательных технологий можно выделить следующие группы здоровьесберегающих технологий:
· управленческой деятельности: к ним относится технологии программно-целевого планирования с учетом здоровьесберегающей парадигмы, здоровьесберегающие информационные технологии;
· организации образовательного процесса: предполагаю изменение структуры учебного заведения (например комплекс «детский сад – школа»), изменение направленности и характера образовательного процесса (школа адаптирующей педагогики).
· организации учебного процесса: предполагают включение в организацию учебного процесса динамических пауз, разгрузочных дней, изменение графика каникул, гибкий временной режим урока.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности двигательной активности мальчиков и девочек
Для педагога представляет интерес и такая закономерность, как различие в количественном и качественном отношении двигательной активности мальчиков и девочек. Заслуживает внимания и тот факт, что она ниже у вторых и составляет 70 – 80% суточных величин движений первых. Девочки меньше проявляют двига ...
Психолого-педагогические особенности обучения математике в классах основных
профилей
При организации процесса обучения в профильных классах следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся того или иного профиля. Наиболее ярко эти особенности проявляются в математических и гуманитарных классах. Учащиеся математических классов отличаются характером восприятия математи ...
Генезис стиля
Предпосылки существования объективированных стилей создаются в процессе развития деятельности, отчуждения ее результатов, продуктов, средств от производителя. Условным началом формирования индивидуального стиля можно считать вступление субъекта в деятельность. Сразу же, еще до сколько-нибудь полног ...