Анализируя данные литературы, можно сделать вывод, что морфо-функциональное состояние детей с ЗПР отличается от такового у здоровых в зависимости от характера и периода воздействия неблагоприятных факторов на развитие ребенка, от типа ЗПР. Выявленные особенности следует учитывать при подборе оздоровительно-коррекционных средств, планировании и организации физкультурной работы с детьми данной категории.
Для обоснования и разработки технологии адаптивного физического воспитания важно знать и учитывать характер причин двигательных дефектов, имеющих место при различных формах ЗПР. Отмечено, что дети с нарушениями центральной нервной системы имеют дефекты двигательного и речедвигательного анализатора, что проявляется в различных нарушениях моторики. У детей с ЗПР часто отмечается функциональная незрелость формации лобной области, что, в свою очередь, отражается на организации произвольных движений, двигательных механизмах речи, регуляции сложных форм поведения, процессов мышления.
Известно, что наибольшие затруднения у дошкольников с ЗПР вызывает выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, глазомером, функцией равновесия. Это обусловлено тем, что ловкость зависит от деятельности центральной нервной системы, процессов координации и экстраполяции, функционального совершенства анализаторных систем.
Дошкольники с ЗПР неточно выполняют дозированные упражнения, движения с перекрестной координацией, ритмические, ациклические, движения контроля, только по словесной инструкции, плохо переключаются с одного движения на другое. У них существенно страдают зрительно-двигательная и слуходвигательная координация, овладение выразительными движениями. Имеется нарушение точности пространственных, временных и силовых характеристик движения, то есть его выполнение не соответствует требованиям двигательной задачи. Дети данной категории затрачивают больше времени на освоение нового двигательного акта, так как у них длительно формируются серии движений.
В связи с низкой подвижностью нервных процессов у детей с отклонениями в развитии хуже проявляются скоростные способности. Время двигательной реакции, быстрота переключения нервного возбуждения с одних нервных клеток на другие связаны со сложной координацией возбуждения между нервными клетками. Доказано, что пониженное внимание, присущее детям с ЗПР, определяет более низкую скорость реагирования на сенсорную информацию. Вместе с тем быстрота движения может соответствовать возрастным нормам.
Сниженная координация движений обеих рук, недоразвитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников с отклонениями в развитии обусловливают относительно низкие показатели силовых и скоростно-силовых способностей в разных видах метания на дальность.
Экспериментальные исследования высшей нервной деятельности у детей с ЗПР обнаружили инертность и снижение силы нервных процессов, истощаемость, низкую работоспособность патологическую иррадиацию возбудительного и тормозного процессов. Такие нарушения деятельности центральной нервной системы отражаются на величине выносливости, так как дети не могут длительное время противостоять физическому и психоэмоциональному напряжению.
У детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер и степень выраженности, выступать в различных сочетаниях. Однако у большинства дошкольников явно выражены отклонения в технике движений. При ходьбе дети шаркают ногами, корпус наклонен вперед, голова опущена вниз, движения рук и ног несогласованны, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив. Во время бега также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на опору, движения рук и ног несогласованны, неритмичны, нарушается направление движения. У некоторых детей с ЗПР отмечаются боковые раскачивания корпуса. Имеются нарушения в технике выполнения прыжков, метания, лазания, упражнений в равновесии. Выполняя задания на воспроизведение какого-либо движения или их серий, дошкольники с ЗПР нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
У дошкольников с ЗПР исследователи отмечают недостаточную координацию пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. В основе таких отклонений лежит диффузное поражение коры головного мозга.
Ряд экспериментов, выявляющих влияние тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и спустя некоторое время, способствуя стойкому повышению работоспособности коры.
Образование, педагогика, воспитание:
Цели и задачи профильного обучения
В наше время одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России остаётся переход к старшей профильной школе. Необходимость перехода старшей ступени на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ...
Обучение в Австралии
Австралия в последние десятилетия вошла в число лидеров международного образовательного рынка. Обучение на «зеленом континенте» имеет много плюсов: английский в качестве государственного языка, высокий уровень жизни, возможность круглый год наслаждаться всеми прелестями теплого климата. Поэтому в э ...
Игры с использованием обобщающих слов
Общая цель для всех игр этого раздела – учить детей понимать обобщающие слова и использовать их в своей речи. Важно
, играя в эти игры, делать акцент на обобщающие слова: «Все это мебель (посуда, одежда и т.д.). Покажи где мебель (посуда, одежда и т.д.). Скажи – мебель (посуда, одежда и т.д.)». Или ...