Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 3

Необходимость внедрения в образовательную практику компетентностного подхода заметно активизировала научные исследования в области профессиональных (предметных) компетентностей. Немаловажное значение в теоретико-методологическом плане для постановки настоящего диссертационного исследования имеют положения и выводы ранее выполненных исследований в области формирования и развития профессиональных компетентностей: в сфере гражданско-общественной деятельности (В.Н. Маркин, А.М. Князев и др.); информационной (П.В. Беспалов, Н.Г. Витковская, Н.В. Кисель, В.В. Фадеева и др.); информационно-коммуникативной (М.А. Бовтенко, О.Г. Смолянинова и др.); в области компьютерных приложений (В.В. Плющев); спортивной (Д.А. Завьялов, Е.В. Ногина и др.); психолого-педагогической (О.А. Анисимова, С.Б. Серякова и др.); иноязычной (З.И. Коннова, Н.В. Копылова, Т.Б. Макарова, Н.С. Сахарова и др.); иноязычно-коммуникативной (Г.К. Борозенец, О.Ю. Искандарова и др.); лингвокультурологической (И.А. Орехова, М.А. Пахноцкая и др.); психотерапевтической (С.Н. Митин); профессиональной учителя школы (Г.С. Вяликова, Ордон Уршуля, Т.М. Сорокина и др.); коммуникативной при подготовке менеджеров (Л.С. Зникина); коммуникативной врачей-педиаторов (Л.А. Цветкова); эколого-химической (Л.В. Панфилова); лингвистической (Н.Л. Московская, К.В. Шапошников и др.); корпоративной и предпринимательской деятельности (А.А. Аринушкина, Д.А.Мещеряков и др.); управленческой директора школы (И.В. Гришина, В.П.Топоровский и др.); научно-исследовательской учителя (Е.В. Набиева); руководителя персонала (И.Г. Бавшин, Л.И. Берестова, О.И. Миронова и др.); профессиональной госслужащего (И.Е. Елина); педагогической (А.И. Ахулкова, П.П. Терехов и др.); методической педагога (Е.Н. Солова), специалиста органов внутренних дел (М.В. Боева, В.М. Бочаров и др.), проектировочной (О.К.Битюцких, Г.А. Демакова и др.), политической в системе управления (В.В. Путилин) и др.

Анализ выявил, что в настоящее время активное внимание к компетентности проявляется со стороны философов, управленцев, юристов, представителей экономических и психолого-педагогических наук. Среди научных квалификационных работ, посвященных компетентностям как объекту исследования, в инженерном образовании комтентностная тема находит свое место. В сфере обучения безопасности жизнедеятельности компетентностный подход рассмотрен Т.А. Николаевой, Немковой И.Н. и др. В области экологии компетентность исследовали В.А. Козачек, Н.И. Кужанова, И.М. Наумова, К.А. Романова и др.

Полученные исследования позволили сделать вывод о том, что проблема формирования компетентности рассматривается в исследованиях различных областей научного знания − в философии, экономике, психологии, акмеологии и др. Содержание ряда докторских диссертаций позволяет говорить о том, что вопросы формирования компетентностей находятся на стадии феноменологического накопления знаний, описания конкретных ситуаций, их типологизации, выделения взаимосвязей и закономерностей, а теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера требуют своей разработки.

Выделение проблемы разработки теоретических основ формирования экологической компетентности из общего тематического поля исследований, посвященных формированию профессиональных компетентностей, позволит повысить уровень профессиональной подготовки будущего инженера, что обеспечит в производственных условиях необходимый уровень здоровья, безопасность жизнедеятельности человека и экологическую безопасность среды обитания.

Проведенный поисковый эксперимент по изучению состояния проблемы формирования экологической компетентности будущего инженера в теории и практике обнаружил ряд противоречий:

− противоречие между социальной потребностью общества в специалистах, эффективно использующих методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности в своей профессиональной работе, и недостаточной разработанностью теоретических основ подготовки будущих инженеров, способных удовлетворить эту потребность;

− противоречие между потребностью общества в инженере нового типа, который обладает устойчивой экологической компетентностью, общечеловеческими качествами, отвечающими гуманистическим идеалам развития общества, и доминированием в инженерном образовании методологических подходов к обучению, не обеспечивающих у будущих инженеров необходимую мотивацию получения систематических знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности и готовность их применять в профессиональной практике;

− противоречие между традиционным подходом к профессиональному обучению будущего инженера вопросам безопасности жизнедеятельности, построенному на усвоении фиксированной суммы знаний, умений и навыков, и высокой динамикой в развитии прогрессивных тенденций в высшей школе;

− противоречие между имеющимся значительным научно-методическим потенциалом преподавателей высшей технической школы, значительными возможностями личности обучающегося в освоении экологической компетентности и отсутствием теоретических основ формирования экологической компетентности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Организация внеклассной работы
Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком — на одного из учителей начальных классов. В кружок и коллектив физической культуры учащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления. На общем собрании чле ...

Развитие творческих способностей учащихся средствами графики
Художественное образование в целом и занятия графикой в частности призвано развивать эстетический и познавательный потенциал личности, стимулировать формирование эстетического сознания как основы культуры личности и основы эстетической деятельности, помогает подросткам самостоятельно освоить культу ...

Задачи, содержание, принципы полового воспитания и факторы полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста
Усвоение половой роли - это в первую очередь познание ее моральных требований, норм, правил поведения, осуществляющихся в процессе полового воспитания. Анализ исследований (А.А. Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, А.Г. Хри ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru