Нормативы и сферы деятельности педагога в принципе неизменяемы, а вот его становление — движение от возможного к действительному, начинаясь с предпрофессионального поиска себя, затем профессионального образования и продолжаясь в ходе работы по специальности, — во всех его аспектах индивидуально, т.е. всегда включает историю и течение жизни, особенности мышления и характера, социального статуса, манеры общения, знания и опыт, присущие только данному человеку, для которого профессиональная принадлежность оказывается одной из приоритетных жизненных ценностей.
Все это значимо для педагога, и в наиболее общем, целостном виде его квалификация выражается реализуемым отношением к жизни вообще, к педагогической деятельности особенно и к ее конкретному, данному виду в частности. Без наполненности таким отношением квалификация становится механическим выполнением заданных функций, разрушающим индивидуальность педагога в целом и, следовательно, тех, кому «посчастливилось» с ним встретиться.
Вновь повторю: квалификация — обобщенный качественный признак представителя той или иной профессии, а его (признака) индивидуальное воплощение — в реальном отношении данного специалиста к делу и к себе в деле. Речь идет об отношении не «хорошем», «плохом» или, что хуже всего, «никаком», но содержательном, отвечающем особенностям профессиональной жизнедеятельности, индивидуально выражаемом в повседневном школьном или институтском быте, во взаимодействии с коллегами, с детьми и юношеством.
Квалификация педагога — школьного и институтского — проявляется и возрастает через его индивидуальность: достигается воспитывающий характер обучения, т.е. осуществляется и его воспитательная функция, и «научающий» характер воспитания. То и другое очевидно стимулируют разностороннее развитие, собственные усилия и педагога, и того, кого он учит и потому — воспитывает.
В то же время квалификация помогает предвидеть и вовремя увидеть конфликтную ситуацию, искать и находить варианты и возможности предупреждения и разрешения конфликта, его ближние и отдаленные последствия. Когда конфликт, если можно так выразиться, положительный, продуктивный, квалифицированный специалист помогает разрешить противоречие, преодолеть враждебность, двигаться в направлении взаимной корректности, иначе говоря — стимулирует обогащение положительного социального опыта участников. Больше того, конфликт может быть и необходим, и полезен, особенно если стимулирует позитивную «развязку» давних напряжений и враждебности в отношениях между коллегами, между преподавателем и студентом.
В связи с постоянными изменениями в сфере образования и внедрением в учебный процесс компьютерных информационных технологий возникает необходимость в повышении квалификации педагога.
Повышение квалификации как явление — это самообучение и организованное обучение специалиста с целью его индивидуального совершенствования в конкретной сфере деятельности на основе интеграции новой информации и имеющегося и пополняемого практического опыта.
Повышение квалификации как процесс выступает одной из составляющих непрерывного образования: значимого для специалиста самообразования, наложения обретаемых теоретико-методических знаний на повседневную профессиональную практику, когда в ней явно воплощается реализуемое отношение к деятельности. Поэтому не менее важно соотнесение педагогом возможного и собственного опыта, выводящее на поиск и нахождение необходимых действий — с целью изменений в специалисте и его работе, а главное, в тех, с кем он работает.
Единица педагогического процесса, а потому и процесса повышения квалификации — ситуация. Однако все ситуации не предусмотреть, поэтому важно обращаться к бесконечному ряду типичных. Отношение к делу нельзя «преподать» даже в самых ярких лекциях или увлекательных беседах, но можно и нужно помочь ему сложиться и реализоваться. Для этого и необходима квалификация педагога — его человеческий капитал — то, чем специалист как индивидуальность в той или иной мере владеет, посредством чего реализует себя в деле, которым занят, воспитывая и обучая других, что получает от этого, пополняя казну своего ума и сердца для новых обретений во имя развития учеников и, что немаловажно, своего развития.
Образование, педагогика, воспитание:
Место
видеометода в системе педагогических методов
Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а такж ...
Закономерности, критерии и степени исправления
осужденных
Понятия «исправление» и «перевоспитание» употребляются в трех аспектах: 1). для обозначения цели деятельности органов, исполняющих наказание, как юридическое воплощение психологического принципа исправимости личности; 2). для характеристики процесса изменения и перестройки личности осужденного; 3). ...
Цели образования и структурные элементы содержания общего образования
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравст ...