Исследования сенсорных систем различной модальности: зрения, слуха, тактильности — показали, что представители игровых видов спорта занимают ведущие места по показателям, характеризующим улучшение функционального состояния сенсорных систем. Игры с элементами спорта отмечаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что является фактором совершенствования сенсорной организации движений. По сравнению с подвижными играми игры с элементами спорта — более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм человека шире и глубже.
Подвижные игры с элементами спорта характеризуются частой сменой положения тела и его звеньев, движений и двигательных действий как сложных систем. Таким образом, происходит взаимодействие между сенсорными и моторными компонентами, различными уровнями их организации, что сопровождается образованием новых двигательных программ. Необходимость использования спортивных игр и упражнений в физическом воспитании дошкольников отмечают многие специалисты. Более того, детям 5-7 лет рекомендуется посещение групп общей физической подготовки спортивных школ, занятия видами спорта, развивающими координацию и технику движений. Только при этом следует придерживаться рекомендуемой продолжительности занятий: для детей 5 лет — 25-30 минут; 6-7 лет — 30-35 минут. "Ребенок, мало что умеющий делать, с трудом овладевает новыми действиями. И наоборот: кто больше умеет, тот быстрее и легче усваивает новые движения и действия, вносит в них элементы творчества". Поскольку основными специфическими действиями для спортивных игр являются удар, бросок, то на разных этапах их выполнения участвуют проприорецепторы мышц и рецепторы осязания. Изначально они ощущаются проприорецепторами мышц как замах (баллистическая работа мышц), затем — как преодоление массы ноги с бутсой, руки (в городках, баскетболе, бадминтоне, настольном теннисе); в момент соприкосновения с мячом, шайбой, воланом, шариком включаются рецепторы осязания. Баскетбол, футбол, хоккей требует тесного взаимодействия с противником, в процессе которого возникает больше тактильных и осязательных ощущений. Специфические раздражения вестибулярного анализатора ощущаются при столкновении игроков. Слуховой анализатор воспринимает такт шагов собственных, партнеров, противников и местоположение последних на поле (особенно сзади и с боков), звук удара по мячу, шайбе. Наиболее сложные восприятия, координируемые с работой проприорецепторов мышц, приходятся в играх на долю зрительного анализатора как в области центрального, так и в области периферического зрения. В играх при ударах, бросках, приемах мяча возникают восприятия, свойственные "прицельным видам": попадание в цель, ловля, прием мяча. Наряду с этим ведется наблюдение за противниками, партнерами, их местоположением, собственными передвижениями, которые воспринимаются чаще всего периферическим зрением. Центральное зрение в основном фиксирует мяч и его передвижение по полю. Игрок сопровождает зрением посланный ему мяч, подготавливаясь и подстраиваясь к тому, чтобы погасить движение мяча или изменить его направление. Все это также предъявляет очень высокие требования к пространственному видению игрока. По мнению М.А. Руновой, игры с мячом — не только интересное развлечение: в значительной мере они способствуют развитию координации движений, что очень важно при обучении письму, рисованию, конструированию. На наш взгляд, применение некоторых спортивных игр по упрощенным правилам уже в дошкольном возрасте значительно облегчит детям начальный период обучения в школе.
Образование, педагогика, воспитание:
Оздоравливающие пальчиковые
игры
Многие уже слышали об иглорефлексотерапии. Через активные точки на коже человека не только иглами, но и лазерным лучом, и электропунктурой восстанавливают работу энергетических каналов. Каждый такой канал регулирует деятельность определенного органа, а то и системы органов тела. Пользуйтесь целебны ...
Понятие умственной отсталости, причины недостатков интеллектуального
развития
Термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Умственная отсталость (УО) - это форма патологического развития личности в целом. В определении УО учитывается три критерия: психологический ...
Ценность младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий ...