Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезина отмечали, что в основу концентрического метода положена отмеченная выше закономерность усвоения произносительной стороны речи слышащим ребенком, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения слова ребенок в течении известного периода времени произносит приближенно.
Сущность этого метода заключается в том, что первоначальное обучение произношению неслышащих детей, поступающих в школу без речи, состоит из двух концентров, в которые входят:
1-ый концентр – 17 звуков;
2-ой концентр – остальные звуки
Эти концентры определяют последовательность постановки звуков. Необходимость установления именно такой последовательности работы объясняется характером общей системы обучения детей речи. С одной стороны, глухому ребенку нужно скорее обеспечить возможность пользоваться не только дактильной, но и устной формой речи. С другой стороны, если за короткий отрезок времени поставить детям большое количество звуков, это повлечет за собой снижение внятности произношения в целом. Кроме того, аналитическая деятельность, необходимая для противопоставления звуков, ограничивается возрастными особенностями детей.
«Концентрический путь усвоения детьми звуков обеспечивает последовательный переход от грубых артикуляционных дифференцировок к более тонким, а тем самым и соблюдение важнейшего дидактического правила, согласно которому в обучении следует идти от более легкого к более трудному» (Ф. Ф. Рау. Руководство по обучению глухонемых произношению. М., Издательство АПН. РСФСР, 1960, стр. 7).
С точки зрения использования различных анализаторов современный метод обучения неслышащих детей устной речи должен быть определен как мультисенсорный, т.е. предполагающий возможно более полное использование всех имеющихся в распоряжении детей анализаторов, пригодных для приема речевых сигналов. Однако недостаточно полное и дифференцированное восприятие фонетических элементов речи по средством зрения, тактильно-вибрационных ощущений и остатков слуха вызывает специфические трудности в усвоении неслышащими детьми устной речи и не позволяет им опираться на нее как на универсальную базу для овладения языком.
И так, несмотря на глубокое нарушение слуха, неслышащий ребенок сохраняет возможность усвоения словесной речи благодаря компенсаторной роли сохранившихся у него анализаторов. В то же время разные формы словесной речи являются неравнозначными в отношении их доступности глухими детьми, в отношении тех трудностей, с которыми сопряжено их восприятие и воспроизведение.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение детей с нарушенным слухом ведется посредством аналитико-синтетического метода, который носит концентрический характер с использованием всех сохранных анализаторов ребенка. С помощью данного метода у детей формируются определенные умения, навыки и некоторые знания, необходимые для того, чтобы фонетическое оформление их устной речи отвечало предъявляемым к нему требованиям. Эти умения, знания и навыки определяют содержание обучения детей с нарушенным слухом.
Образование, педагогика, воспитание:
Обоснование отбора материала для письменного инструктирования учащихся в
ходе одного из уроков
Прежде всего, нам нужно было выбрать тему урока производственного обучения и вид документации письменного инструктирования подходящий для изучения этой темы. Мы выбрали тему урока «Сплачивание и сращивание древесины на микрошип» которая является темой первого урока и вытекает из общей темы трех зан ...
Значение и роль дидактических игр на уроке математики
Исследования показали, что игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.). Рассмотрению игры как многообразной практической познавательной деятельности ребенка большое вн ...
Особенности работы на пленере
Любая картина начинается с идеи, с замысла. Художник наблюдает разные состояния природы, делает зарисовки и этюды на пленере. Важность работы на пленере невозможно переоценить. Этюды и рисунки с натуры были обязательной частью подготовки художников прошлых веков. Е.И Репин и Ф.А. Васильев видели в ...