Золотая педагогика

Формирование устной речи у неслышащих детей

Страница 2

Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезина отмечали, что в основу концентрического метода положена отмеченная выше закономерность усвоения произносительной стороны речи слышащим ребенком, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения слова ребенок в течении известного периода времени произносит приближенно.

Сущность этого метода заключается в том, что первоначальное обучение произношению неслышащих детей, поступающих в школу без речи, состоит из двух концентров, в которые входят:

1-ый концентр – 17 звуков;

2-ой концентр – остальные звуки

Эти концентры определяют последовательность постановки звуков. Необходимость установления именно такой последовательности работы объясняется характером общей системы обучения детей речи. С одной стороны, глухому ребенку нужно скорее обеспечить возможность пользоваться не только дактильной, но и устной формой речи. С другой стороны, если за короткий отрезок времени поставить детям большое количество звуков, это повлечет за собой снижение внятности произношения в целом. Кроме того, аналитическая деятельность, необходимая для противопоставления звуков, ограничивается возрастными особенностями детей.

«Концентрический путь усвоения детьми звуков обеспечивает последовательный переход от грубых артикуляционных дифференцировок к более тонким, а тем самым и соблюдение важнейшего дидактического правила, согласно которому в обучении следует идти от более легкого к более трудному» (Ф. Ф. Рау. Руководство по обучению глухонемых произношению. М., Издательство АПН. РСФСР, 1960, стр. 7).

С точки зрения использования различных анализаторов современный метод обучения неслышащих детей устной речи должен быть определен как мультисенсорный, т.е. предполагающий возможно более полное использование всех имеющихся в распоряжении детей анализаторов, пригодных для приема речевых сигналов. Однако недостаточно полное и дифференцированное восприятие фонетических элементов речи по средством зрения, тактильно-вибрационных ощущений и остатков слуха вызывает специфические трудности в усвоении неслышащими детьми устной речи и не позволяет им опираться на нее как на универсальную базу для овладения языком.

И так, несмотря на глубокое нарушение слуха, неслышащий ребенок сохраняет возможность усвоения словесной речи благодаря компенсаторной роли сохранившихся у него анализаторов. В то же время разные формы словесной речи являются неравнозначными в отношении их доступности глухими детьми, в отношении тех трудностей, с которыми сопряжено их восприятие и воспроизведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение детей с нарушенным слухом ведется посредством аналитико-синтетического метода, который носит концентрический характер с использованием всех сохранных анализаторов ребенка. С помощью данного метода у детей формируются определенные умения, навыки и некоторые знания, необходимые для того, чтобы фонетическое оформление их устной речи отвечало предъявляемым к нему требованиям. Эти умения, знания и навыки определяют содержание обучения детей с нарушенным слухом.

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Творческие игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся
В этом пункте рассмотрим два вида игр – это ролевые игры и драматизацию. Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный п ...

Игры и упражнения для развития речи и ознакомления с окружающим
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и на ...

Становление пейзажа как жанра изобразительного искусства
В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru