Таблица 1.
При организационной и методической подготовке к учебно-воспитательному занятию, на котором будут применяться технические средства обучения необходимо в первую очередь ознакомиться с действующей школьной программой по профилю своей специальности, с имеющейся в кабинете аппаратурой и правилами её эксплуатации. Затем надо проверить исправность аппаратов, которые непосредственно будут применены на занятиях. Последовательность действий целесообразна следующая:
1. Проверить комплектность технического устройства (аппарата) по заводской инструкции или какому-либо другому источнику.
2. Ознакомиться с устройством и правилами обращения с ним по данному учебному пособию, заводской инструкции или иному учебному пособию.
3. Произвести профилактический и технический осмотр аппарата, проверить его работу.
4. Установить аппарат в предметном кабинете или в каком-либо другом помещении в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и соблюдением общих требований безопасности, электро- и пожарной безопасности.
Затем следует с помощью программы из типового перечня учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательной школы выбрать необходимые для урока или внеклассного мероприятия экранные, звуковые и экранно-звуковые средства. Прочитать соответствующие параграфы из данного пособия и других работ.
После этого надо внимательно ознакомиться с содержанием отобранного учебного пособия, для этого несколько раз просмотреть фильм, кинофрагмент, кинофильм или видеофильм и определить, соответствует ли его содержание изучаемой теме, доступно ли это учащимся. Ведь одни названия фильмов не дают возможности определить, в каких классах и на каких уроках их можно использовать.
При просмотре информационных материалов следует провести и хронометраж, чтобы определить время, необходимое для демонстрации этих средств обучения.
Затем определяют главное – с какой целью, для решения каких задач будет использовано выбранное экранное, звуковое или экранно-звуковое средство, в какой части урока наиболее целесообразно показать этот материал: для постановки проблемы в начале урока, в качестве иллюстративного материала при изложении новой темы, при закреплении нового материала, в целях активизации познавательной деятельности учащихся или при проверке домашнего задания. Далее полезно выяснить, на какие сведения, факты, известные учащимся, нужно будет опереться, какие эпизоды, сведения следует восстановить в памяти учащихся перед началом или в ходе просмотра, к каким фактам направить поиски учащихся после просмотра. Иначе говоря, сформировать стратегию работы с лентой или серией. Именно на этапе предварительной подготовки к использованию кадров учитель продумывает, подбирает путь реализации заложенных в фильме познавательных заданий. Здесь же учителю надо:
выяснить, следует ли использовать фильм или часть фильма для формирования установки, мотива учебной деятельности или для изменения позиции школьников;
выяснить, следует ли использовать ленту для иллюстрации своего слова или предложить учащимся самостоятельно смотреть фильм;
сочетать показ со своим словом или предоставить возможность учащимся самим комментировать кадры;
разбить фильм (серию) на «порции» (шаги) в соответствии с характером учебного материала, найти способ реализации каждой «порции», форму сочетания кадров со словом, опытом, лабораторной работой;
подготовить вопросы и задания по каждой «порции» и по всему фильму;
определить характер сочетания показа фильма с работой над учебником, текстом, наметить варианты возвращения на последующих уроках к содержанию всего фильма к отдельным эпизодам, кадрам.
Конечно, ход этой работы может быть видоизменён в зависимости от цели работы и стиля общения учителя с классом.
В правильном выборе целей, задач, а также методов и приёмов их решения на уроке, кроме специальной методической литературы, существенную помощь могут оказать научно-методические журналы по профилю избранной специальности. Аннотированные каталоги учебных наглядных пособий (кинофильмов и видеофрагментов), в которых содержатся краткие сведения о наглядных материалах и некоторые советы по их применению в школе, помогают учителю в его работе.
Образование, педагогика, воспитание:
Проектная методика
Преподавание иностранных языков, являясь составной часть общей системы образования, подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это выражается в методах обучения. В последние два десятилетия в образовании формируется такая тенденция, как проективность. Это понятие было ...
Дидактическая игра как основной метод воспитания сенсорной культуры детей младшего
дошкольного возраста
Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка младшего дошкольного возраста наиболее подходящей формой обучения. Игра ...
Экологическая составляющая химического образования
Современная экология – обширный междисциплинарный научный комплекс. Наряду с общей экологией, исследующей отношения организмов и условий среды на уровне особей, популяций, биоценозов и экосистем, этот комплекс включает прикладную экологию и социальную экологию. Столь широкий круг проблем экологии п ...