Таблица 1.
При организационной и методической подготовке к учебно-воспитательному занятию, на котором будут применяться технические средства обучения необходимо в первую очередь ознакомиться с действующей школьной программой по профилю своей специальности, с имеющейся в кабинете аппаратурой и правилами её эксплуатации. Затем надо проверить исправность аппаратов, которые непосредственно будут применены на занятиях. Последовательность действий целесообразна следующая:
1. Проверить комплектность технического устройства (аппарата) по заводской инструкции или какому-либо другому источнику.
2. Ознакомиться с устройством и правилами обращения с ним по данному учебному пособию, заводской инструкции или иному учебному пособию.
3. Произвести профилактический и технический осмотр аппарата, проверить его работу.
4. Установить аппарат в предметном кабинете или в каком-либо другом помещении в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и соблюдением общих требований безопасности, электро- и пожарной безопасности.
Затем следует с помощью программы из типового перечня учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательной школы выбрать необходимые для урока или внеклассного мероприятия экранные, звуковые и экранно-звуковые средства. Прочитать соответствующие параграфы из данного пособия и других работ.
После этого надо внимательно ознакомиться с содержанием отобранного учебного пособия, для этого несколько раз просмотреть фильм, кинофрагмент, кинофильм или видеофильм и определить, соответствует ли его содержание изучаемой теме, доступно ли это учащимся. Ведь одни названия фильмов не дают возможности определить, в каких классах и на каких уроках их можно использовать.
При просмотре информационных материалов следует провести и хронометраж, чтобы определить время, необходимое для демонстрации этих средств обучения.
Затем определяют главное – с какой целью, для решения каких задач будет использовано выбранное экранное, звуковое или экранно-звуковое средство, в какой части урока наиболее целесообразно показать этот материал: для постановки проблемы в начале урока, в качестве иллюстративного материала при изложении новой темы, при закреплении нового материала, в целях активизации познавательной деятельности учащихся или при проверке домашнего задания. Далее полезно выяснить, на какие сведения, факты, известные учащимся, нужно будет опереться, какие эпизоды, сведения следует восстановить в памяти учащихся перед началом или в ходе просмотра, к каким фактам направить поиски учащихся после просмотра. Иначе говоря, сформировать стратегию работы с лентой или серией. Именно на этапе предварительной подготовки к использованию кадров учитель продумывает, подбирает путь реализации заложенных в фильме познавательных заданий. Здесь же учителю надо:
выяснить, следует ли использовать фильм или часть фильма для формирования установки, мотива учебной деятельности или для изменения позиции школьников;
выяснить, следует ли использовать ленту для иллюстрации своего слова или предложить учащимся самостоятельно смотреть фильм;
сочетать показ со своим словом или предоставить возможность учащимся самим комментировать кадры;
разбить фильм (серию) на «порции» (шаги) в соответствии с характером учебного материала, найти способ реализации каждой «порции», форму сочетания кадров со словом, опытом, лабораторной работой;
подготовить вопросы и задания по каждой «порции» и по всему фильму;
определить характер сочетания показа фильма с работой над учебником, текстом, наметить варианты возвращения на последующих уроках к содержанию всего фильма к отдельным эпизодам, кадрам.
Конечно, ход этой работы может быть видоизменён в зависимости от цели работы и стиля общения учителя с классом.
В правильном выборе целей, задач, а также методов и приёмов их решения на уроке, кроме специальной методической литературы, существенную помощь могут оказать научно-методические журналы по профилю избранной специальности. Аннотированные каталоги учебных наглядных пособий (кинофильмов и видеофрагментов), в которых содержатся краткие сведения о наглядных материалах и некоторые советы по их применению в школе, помогают учителю в его работе.
Образование, педагогика, воспитание:
Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе
В настоящее время нет, пожалуй, более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. Вуз служит не только и может быть не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которо ...
Разработка письменного инструктирования
Письменное инструктирование является одним из методических приемов проведения основной части урока производственного обучения в мастерской. Этот прием позволяет наладить самостоятельную работу учащихся по выполнению учебного задания. Нам известно четыре основных вида документации письменного инстру ...
Принцип обеспечения межпредметных связей
Принцип обеспечения межпредметных связей состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. Согласование учебных предметов, как правило, обусловлено их содержанием. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательность ...