Золотая педагогика

Развитие творческих способностей учащихся средствами графики

Художественное образование в целом и занятия графикой в частности призвано развивать эстетический и познавательный потенциал личности, стимулировать формирование эстетического сознания как основы культуры личности и основы эстетической деятельности, помогает подросткам самостоятельно освоить культуру и эстетику жизни. На занятиях посвященных графике и другим видам изобразительного искусства подростки постигают эстетику духовного мира человека, его художественного творчества и внешнего облика.

Творчеством является способность к созданию нового, значимого для общества и личности. Способствовать прогрессу общества и обеспечить себе достойное место в нем может именно творческая личность. Исходя из этого, напрашивается вывод о необходимости развития творческих способностей с целью формирования творческих личностей. А.Н. Лук определил творческие способности, мотивы творчества и творческий климат как условия необходимые для успешного развития личности. В каждом ребенке существуют, заложены творческие способности. Определением творчества является деятельность, продукт которой нечто оригинальное, неповторимое, качественно новое, выделяющееся общественно-исторической уникальностью.

Формирование творческих способностей по средствам графики – процесс очень сложный, имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, и он тесно связан с развитием интересов подростка, самооценкой его успехов в той или иной деятельности. К развитию у учащихся склонностей к какой-либо деятельности, которая в дальнейшем определяет у них свои жизненные планы, ведет формирование творческих способностей.

Творческий замысел является не существенным образом, возникающим в сознании подростка. Воспитание, память, знания, воображение, круг друзей, уровень жизни, среда обитания, нравственная и эстетическая оценка предмета - все это влияет на сознание подростка. Таким образом, детское творчество рассматривается: во-первых, как процесс развития творческих способностей подростков в результате создания графических работ с признаками новизны, во-вторых, как эффективное средство воспитания, в-третьих, как целенаправленный процесс обучения.

Немалую роль в развитии и формировании творческих способностей личности играют воображение, мышление, внимание и другие психофизиологические процессы. Различают два вида воображения – репродуктивное (воссоздающее) и творческое (расходящееся). Таким образом, у личностей творческих профессий соответственно второй вид воображения, позволяющий им двигаться в своем творческом поиске в разных направлениях, соответственно опыту и творческой индивидуальности. Творческая деятельность учащихся располагается несколько ином уровне, нежели творческая деятельность взрослых. Поэтому развивать у учащихся способности пространственного воображения в процессе обучения очень важно.

Также очень важно увлечь учащихся. Если работа над графическим рисунком захватывает ребят, то они все больше погружаются в нее и начинают работать творчески. В процессе работы, вызванное сознательно поставленной целью и не требующее волевых усилий, появляется непроизвольное внимание. А к высшему виду внимания относится послепроизвольное, вызванное творческим отношением к делу. Также внимание вызывается интересным началом занятия 9показом новых приемов и способов выполнения технологических операций и т.д. Например, на занятиях графикой. Красивые рисунки являются хорошими условиями для развития внимания и творческих способностей.

Необходимо при выполнении графических работ помогать развивать у детей способность заранее продумывать свою работу, а значит развивать культуру замысла. Замысел же представляет собой высший уровень человеческого созания, преображающего мир, основу творчества, свободу сознательной деятельности, а также условие формирования и стимулирования творческих способностей учащихся. Важно научить учащихся вносить в работу разнообразие творческих мыслей и элементы фантазии.

При условии, что в процессе беседы, на занятия графикой применяются различные группы приемов (мотивационные, оказание помощи, стимулирующие) учащиеся сознательно усваивают знания и навыки, которые затем творчески и с полной отдачей используют их в работе, таким образом. развивается творческая личность и формируются творческие способности.

Обучение основам графики включает в себя обязательное систематическое выполнение длительных заданий и специальных упражнений, и строится на основе изучения натуры. Учащиеся овладевают основами реалистического изображения, способами обобщения и стилизации природных форм, наблюдая окружающую действительность, а также выполняя зарисовки и наброски с натуры. Полученные знания и умения учащиеся используют затем в творческих композициях, в процессе рисования по памяти и воображению. При изучении натуры дети изображают в рисунке ритм, движение, контраст и соподчинение частей. Умение что-то пропустить по ходу работы, а что-то (детали) выделить подразумевает стремление к цельности. При таком подходе вырабатывается потребность рисовать выразительно, а не просто правильно. Что в свою очередь ведет к развитию творческих способностей учащихся.

Образование, педагогика, воспитание:

Общие вопросы методики руководства речевым развитием школьников на уроках русского языка
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. Изучая язык как систему и овладевая ли ...

Принцип обеспечения межпредметных связей
Принцип обеспечения межпредметных связей состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. Согласование учебных предметов, как правило, обусловлено их содержанием. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательность ...

Практические аспекты использования элементов хоккея как средства физического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа по реализации практических аспектов использования элементов хоккея в работе с детьми старшего дошкольного возраста в МДОУ №10 "Малютка" города Тамбова с 11.09.11. по 17.05.12. с детьми подготовительной к школе группы. В эксперименте участвовало18 детей, а именно: ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru