Так же для развития изобретательских способностей можно использовать:
1) Конструкторские задачи.
Конструкторская задача решается в несколько этапов. Приступая к ее решению, главное внимание уделяют выяснению сути задачи и уточнению конечного результата (что желательно получить в идеальном случае). Этому в значительной мере способствует графическое изображение ее условия. После полного усвоения условия задачи переходят к ее анализу. Анализ проводится в целях выявления технического противоречия и вызывающих его причин. В ходе анализа ставят вопросы, которые помогают глубже проникнуть в содержание задачи, наметить пути устранения противоречия (что требуется определить в задаче или какова ее конечная цель, что мешает достижению этой цели, в чем причина затруднения, при каких условиях оно исчезает, не напоминает ли эта задача какую-либо из ранее решенных). Для облегчения поиска путей устранения противоречия и нахождения способа решения задачи можно предложить схему, где намечены отдельные этапы – шаги анализа задачи.
Задача 1. В гидравлическом цилиндре (рис.1) возвратно-поступательно перемещается поршень. Скорость его перемещения в одном и другом направлении одинакова. Внесите изменение в конструкцию, чтобы движение поршня в направлении, указанном стрелкой, на участке, а было замедленным.
Задача 2. Заготовки одна за другой катятся по наклонному лотку (рис. 2). Как сделать, чтобы каждая последующая заготовка начинала, скатываться, когда предыдущая достигнет конца лотка?
Задача 3. Шарики трех размеров под действием собственного веса непрерывным потоком скатываются по наклонному лотку (рис. 3). Как осуществить непрерывную сортировку шариков на группы в зависимости от размеров?
2) Использование методов технического творчества
Методы систематизированного творчества
“+” |
“-” |
Позволяют прогнозировать развитие техники Опирается на анализ большого объема патентной информации Возможность переложения на машинный язык Повышает вероятность решения аналогичных задач Возможность рассмотрения истории развития технического объекта Системный подход Использование большого информационного фонда |
Трудны в освоении Требуют специальной подготовки Необходимость постоянного кропления новой информации Необходимость учета типа мышления Большое количество методов, проблема выбора Ограниченность средств снятия психологической инерции Малая вероятность при повторном решении получит новую идею |
Методы интуитивного поиска
+ |
_ |
Существенно расширяет область поиска и количества идей Доступны в освоении, не требует специальной подготовки Могут использоваться в различных областях Разделение этапа генерации от критики Возможность получения нового решенная при повторном проведении Возможность начала работы с неполной информацией |
Маленький опыт применения Не учитывается систематизированный подход Не эффективен при сложных задачах Большое количество методов, проблема выбора Слабое развитие конвергентного мышления Информационный фонд ограничен памятью человека |
3) Морфологический альтернативный сбор информации
С.А. Новоселов предлагает следующую философски обобщенную логику процесса создания нового технического объекта:
1) Осознание проблемной ситуации с аналитическим осмыслением ее структуры субъектом творчества. Реальное содержание творчества на этом этапе складывается из отражения технической потребности, осознания недостатков старого и необходимости нового, раскрытия конкретных ТП и формулировки определенных технических задач.
«Рождение и вынашивание» новой технической идеи.
Разработка идеальной модели (как по форме, так и по содержанию). 4) Конструирование.
5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения изобретения в техническом объекте. На данном этапе относительно завершается процесс технического творчества, т.к. этот этап – основа возникновения новых технических задач и циклов творческого поиска.
С.А. Новоселов предлагает структуру сотворческой изобретательской деятельности учащихся и педагога, включающую морфологический сбор информации (МАСИ).
Основным отличием МАСИ от морфологического анализа является то, что в качестве условных морфологических признаков выделяются отдельные элементы изобретательского процесса (область техники, усмотрение потребности, построение иерархии целей, разработка способов, устройств, веществ для достижения этих целей и т.д.), а альтернативные варианты морфологических признаков подбираются в процессе сбора научно-технической и патентной информации.
Образование, педагогика, воспитание:
Основные принципы преподавания происхождения сущности государства и права в
современной школе
Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитатель ...
Методологические основы эмпирического исследования специфики
профессионального взаимодействия социального педагога с семьей
Исследование проводилось в период с октября 2009г. по апрель 2010 г. на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Курска. В исследовании приняло участие 23 семьи (общее количество человек 69 человек). В исследовании использовались следующие методики. 1. Методика диагностики ...
Цели организации элективных курсов по математике
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике – уровневая дифференциация и профильная дифференциация в старших классах средней школы. Программа по математике для средней общеобразовательной школы, работающей ...