Первый педагогический институт (в Санкт-Петербурге, 1804 г.) вырос из созданной Янковичем учительской семинарии – первого рассадника учителей для русских школ. Янкович нес все труды «нового предприятия»: составлял общий план новой учебной системы, создавал и переводил первые методические пособия, первые учебники, в том числе по русской истории и географии. Он непосредственно передавал свой опыт первым русским учителям и, возможно, на пересечении его идей и русской духовной традиции (родственное соприкоснулось с родственным) и сложился тот сверкающий неотразимой красотой тип русского учителя, который не только насыщает ум, но и животворит душу, окрыляет таланты .
Однако, Янкович не оставил своих философско-педагогических размышлений о сущности и содержании своей методики. Основные философско-теоретические идеи выбранной Россией педагогической стратегии были сформулированы в проекте «Генерального учреждения о воспитании обоего пола юношества» 12 марта 1764 г. проект был утвержден Екатериной II.
В этот исторический период упоминается имя Рохова. А. И. Пискунов пишет: «Э. Рохов сделал попытку претворить идеи филантропической педагогики в обычной народной школе». Таким образом, Рохов был одним из представителей филантропизма – специфического направления в немецкой практической педагогике.
Филантропизм – педагогика человеколюбия. Она ставила своей целью связать обучение с природой и жизнью, «готовить граждан-патриотов, полезных обществу, деятельных и любящих жизнь». Активность, инициативность, самостоятельность, личностность – эти понятия наиболее часто повторяются в описании педагогики филантропизма.
Весь опыт практической педагогики Рохова был направлен на строительство личности со всем сложным комплексом ее взаимосвязанных аспектов: достоинства, самоуважения, ответственности, самостоятельности мышления, ясного самосознания, ясной этической позиции. Он строил педагогику духовной личности. Понятие «духовная личность» – это центральное понятие русской философии; суть традиции русской национальной философии «составляет обращение к «внутреннему человеку», к духовной личности». И потому целью его школы было «возбуждать личное самосознание в человеке, личную духовную самодеятельность, вооружать личным мышлением и знанием, приготовлять к жизненной деятельности, связывать с жизненными началами страны». Школа Рохова – национальная школа. «Открыть разум, облагораживать дух, пускать в общее обращение мудрость, истинное знание и любовь к ней – вот цель национального воспитания».
Воспитание «истинных сыновей Отечества» – такова задача русского национального просвещения (учитель «носит на себе трудные и важные должности воспитания сыновей Отечества»). В соответствии с этим замыслом школа призвана укреплять и «улучшать национальный характер народа», служить «одним из важных средств сплочения людей в одно целое – нацию».
Основоположник филантропизма Иоганн Базедов осуществил синтез идей Коменского, Руссо и Локка, ввел новые методы обучения – «сократический метод», занятия на природе, физический ручной труд (занятия в саду, на огороде). Он создал учебное заведение нового типа – «филантропин», в котором обучались дети привилегированных сословий. Школа Базедова и его последователей была недолговечной.
Образование, педагогика, воспитание:
Национальные сказки, их значения для всеобщего развития ребенка
Этнопедагогика народа, создаваемая веками, включает в себя множество элементов, составляющих единую систему воспитания подрастающего поколения. Задача ставилась одна: вырастить человека, способного выжить в этом (часто враждебном) мире. И всё это - через участие в сложной системе религиозных (реже ...
Игры с использованием предметных и сюжетных картинок
Уже в конце первого года ребенок тянется к красочной картинке, радуясь изображению. Малыш не сразу отличает реальный предмет от его изображения на картинке. Он относится к рисунку как к игрушке, к вещи, пытаясь взять нарисованный мячик, укусить яблоко. С помощью взрослого малыш постепенно устанавли ...
Современные подходы к организации наглядного метода
обучения
Проблема использования наглядности на уроках истории является «вечной». Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и ...