Золотая педагогика

Содержание и приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Урала, истории родного города

Другое о педагогике » Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края » Содержание и приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Урала, истории родного города

Страница 1

Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края.

Цель дошкольных учреждений является обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики, направленной на развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.

Важнейшей задачей при реализации цели является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая бы обеспечила условия для всестороннего развития личности детей, родителей, всех работников дошкольного учреждения при опоре на особенности традиционного народного творчества и в целом отечественной культуры.

Это обусловливает необходимость разработки содержания национально-регионального компонента дошкольного образования, учитывающего местные условия: социальные, экономические, культурно-исторические, природно-климатические, языковые и др.

Уральский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И задача воспитателей помочь детям узнать, чем красив и богат наш край. Министерством образования и науки Челябинской области в качестве учебного пособия для дошкольного образования рекомендована программа «Наш дом – Южный Урал», разработанной авторами Магнитогорского государственного университета Е.С. Бабуновой, Л.В. Градусовой и др .

Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать его своим достоянием.

Эта программа раскрывает содержание, логику и объём работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. В этой программе очень хорошо отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношения в быту, семье, труде, особенности отношения к природе, специфика игрового и речевого фольклора, особенности изобразительного искусства. Программа рассчитана на старший дошкольный возраст.

Е.С. Бабунова в своем проекте выделяет:

а) методы, формирующие этнокультурное сознание (беседы, рассматривание оригинальных предметов быта: костюмы, посуда, украшения, картин и репродукции, иллюстраций, фотографии, слайдов; просмотр и прослушивание аудио – и видеозаписей; «Путешествие по реке времени», «Путешествия по карте» и др.); метод этнической топонимии, то есть знакомство с названиями местности; эвристическая беседа «Семейные традиции вчера и сегодня», в основе которой лежат метод сравнения и метод вопросов;

б) методы, способствующие развитию эмоционально-ценностного отношения: рефлексивный метод; игровые методы (сенсорно-эмоциональные игры «Угадай, чей народный костюм», «Любимые цвета народов», «Угадай, чьё национальное блюдо», «Кому что нужно для работы»);

в) методы действенно-практического стимулирования: картографический метод («Путешествие по карте», «Путешествие в историю края, жизни народа, вещей, семьи, языка»); метод моделирования («Модели народных календарей», «Труд человека на Южном Урале», «Жилища народов Южного Урала» и др.); метод макетирования («Пещеры Южного Урала», «Природные зоны Урала»).

Следует отметить также различные приемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре и истории родного края. К первой группе методов Е.С. Бабунова относит следующие приемы: объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то»), доказательствам. Ко второй группе методов относятся такие приемы, как: сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, прием наивного антропоморфизма («О чем нам расскажет курай»). Выполнение игровых действий, разыгрывание ролей, этюдов, создание ситуаций успеха, фиксация успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя. К третьей группе методов относятся творческие задания, составление коллажа, «родового дерева»; коллекционирование атрибутов народного быта; организация встреч гостей разной национальности (игровые тренинги).

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Адаптация и социализация детей из семей мигрантов
Основная доля мигрантов, проживающих в городе Лянторе - это граждане иностранных государств ближнего зарубежья, не являющиеся беженцами. В МОУ "ЛСОШ №5" на 2009-2010 учебный год обучается 14 учащихся из семей мигрантов, трое из них слабо владеют русским языком. Слабое знание детьми мигран ...

Методическая типология грамматического материала
Вопросы ознакомления обучающихся с новым языковым материалом тесно связаны с проблемой типологии материала и его методической организацией. Важность методической типологии языкового материала объясняется стремлением рационализировать педагогический процесс, повысить его эффективность. Группировка я ...

Роль и место самостоятельного домашнего чтения в обучении учащихся старших классов иностранному языку
Чтение на иностранном языке как опосредованная форма общения предоставляет возможности для расширения кругозора учащихся за счёт познавательной информации, заложенной в текстах, для воздействия на их интересы, чувства и эмоции. Как справедливо отмечает Л.А. Чернявская, оно оказывает влияние на разв ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru