Комплекс технических средств, предлагаемых для использования в процессе обучения, год от года становится всё сложнее и многообразнее. От умения педагога эффективно использовать эти средства в немалой степени зависит конечный результат восприятия учениками новой для них информации.
Технические средства обучения (ТСО)
- совокупность аппаратуры и технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе и самообразовании с целью его оптимизации, для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков, умений.
В педагогической литературе известнейшие деятели в области педагогики неоднократно пытались провести классификацию технических средств обучения. Традиционно ТСО условно подразделяются на следующие виды:
- звукотехнические (магнитофоны, радиоприемники, проигрыватели, лингафонное оборудование);
- светотехнические (диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы);
- звукосветотехнические (кинопроекторы, телевизоры, видео-магнитофоны);
Технические
средства обучения также можно классифицировать на экранно-звуковые (ЭЗС) средства учебной информации и аппаратуру, с помощью которой проявляется эта информация. Экранно-звуковые средства подразделяются на:
- звуковые (аудитивные) - грамзаписи, магнитные записи учебных материалов, радиопередачи;
- экранные (визуальные) – «немые» кинофильмы и кинокольцовки,, диафильмы, серии диапозитивов, транспаранты (плёнки с нанесённым на них рис.) для графопроектора, наборы и отд. изобразит, материалы для эпипроекции и пр.;
- собственно экранно-звуковые (аудиовизуальные) - звуковые кинофильмы, телепередачи, озвученные диафильмы, серии диапозитивов и транспарантов; материалы радиовидения и т.д.
К аппаратуре относятся кино-, диа- и графопроекторы, электропроигрыватели, радиоприёмники, школьные радиоузлы, магнитофоны, телеприёмники, видеомагнитофоны и видеопроигрыватели.
Особую группу средств обучения составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), обучающие машины и компьютеры, а также средства программированного обучения.
При изучении работ в сфере классификации технических средств обучения можно наблюдать некоторые общие моменты, обобщив которые, В.В. Петрусинский вывел следующие направления в классификации ТСО: пассивные, активные и интерактивные технические средства обучения.
1. Пассивные технические средства обучения включают в себя информационные материалы, линейные обучающие программы на физическом носителе (киноплёнке, магнитной ленте и др.) и технические средства предоставления той информации, которая зашифрована на физическом носителе – это диа – и кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны и пр.
2. Активные технические средства обучения представляют собой обучающие аудиовизуальные программы и программы ЭВМ разветвлённого типа, а так же те технические средства, которые отвечают за их предъявление (возможность предоставления информации) с обратной связью с обучаемым.
К группе активных технических средств обучения следует отнести тренажёры, алгоритмы и программы ЭВМ, аудиовизуальную обучающую программу, технические средства статической проекции, куда входят диапроекторы, слайдопроекторы, кадропроекторы, установки полиэкранных фильмов, установки стереопроекции, голограммы, крупноформатные слайды, микрофоты для воспроизведения микрофильмов и микрофиши; звукотехнические устройства магнитной записи, к которым относятся моно- и стереомагнитофоны, микшеры, эквалайзеры, кассетные магнитофоны, стерео - и моноусилители, системы светомузыки, акустические системы, лингафонные классы, системы кодирования на магнитной ленте сигналов управления работой технических средств, диктофоны.
3. К интерактивным техническим средствам обучения относят обучающие программы, которые дают возможность менять и формировать в процессе обучения его содержание и обладают адаптивной методикой информационного взаимодействия с обучаемыми. К интерактивным техническим средствам обучения относятся современные технические средства (автоматизированные системы на базе ЭВМ), которые обеспечивают взаимоадаптивное взаимодействие обучающего комплекса с обучаемыми.
Образование, педагогика, воспитание:
Диагностика двинательной активности детей дошкольного возраста
Определение объема двигательной активности производится при помощи механического и электронного шагомера. Для измерения естественной дневной двигательной активности шагомер надевается всем детям и снимается в определенный временной диапазон (например, с 8 до 17 или 19). В этот день не следует стиму ...
Организация элективных курсов по математике
В настоящее время предлагается проводить элективные курсы начиная с 7 класса профильной школы. Группа учащихся создаётся из учащихся параллельных классов, возможно так же создание объединённых групп из учеников последовательных классов. Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возм ...
Типы современного урока истории
В современной педагогической науке выделяют следующие наиболее общепринятые типы уроков: уроки новых знаний; уроки анализа и синтеза знаний; уроки формирования навыков и умений; уроки диагностики знаний, навыков и умений. Рассмотрим каждый из типов занятий и входящие в них формы и виды уроков. 1. У ...