Золотая педагогика

Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и социального развития детей с нарушениями слуха

Другое о педагогике » Анализ коррекционных приемов и методов обучения чтению для слабослышащих детей » Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и социального развития детей с нарушениями слуха

Страница 1

Проблемы, связанные с определением значения речи для развития мышления и рассмотрением взаимодействия речи и мышления, подвергались обсуждению уже в античной философии. В соответствии с монистической моделью Платона, влияние которой сказывается до настоящего времени в различных направлениях бихевиоризма, мышление и речь идентичны. У Аристотеля можно найти представления о мышлении и речи, в соответствии с которыми они, имея общий принцип функционирования, различаются субстанционально, по своей локализации. Влияние развития речи на мышление и наоборот — влияние развития мышления на речь психолингвистика объясняет с помощью экспериментальных исследований и суммирующих их теорий.

Ф. Кайнц выделяет следующие существенные характеристики влияния речи на мышление.

1. Благодаря речи первоначально глобальное и целостное мышление ребенка постепенно становится более расчлененным.

2. Под влиянием речи мышление ребенка приобретает большую структурированность, т.е. с возрастанием речевой компетенции происходит ассимиляция структурных характеристик, существующих в данной языковой системе.

3. Благодаря речи мышление становится более экономным и быстрым. Существенная основа для экономизации мышления заключается в богатстве ассоциаций нашего речевого сознания, которые влияют друг на друга и вызывают друг друга. Мы мыслим автоматизированными ассоциативными комплексами, которые благодаря интериоризации речи переходят в подсознание. Речь можно сравнить с сетью, охватывающей различные формы проявления окружающего мира и определенным образом связывающей их друг с другом.

4. Под влиянием речи мышление становится более точным и дифференцированным. Возрастающая точность мышления связана прежде всего с высокой степенью дифференциации словесной речи как культурно обусловленной системы. В филогенезе благодаря языку находят отражение все новые стороны явлений, которые в символической форме поступают в распоряжение ребенка, овладевающего речью.

Дифференцирующее влияние речи на мышление можно увидеть в межкультурном сравнении различных языковых систем. Немецкому слову «Schnee» (снег) в языке эскимосов соответствуют пять различных названий, которые описывают разные состояния снега. Благодаря речи мышление носителя языка данного языкового сообщества дифференцируется, уточняется и управляется специфическим образом. Языки малоразвитых в культурном отношении стран по сравнению с языками высокоразвитых стран имеют, как правило, слабо развитый синтаксис и меньшее количество обозначений. Различные высказывания о влиянии речи на развитие познавательной сферы можно найти в работах по психологии речи Г. Хёрманна, который выступает с позиций ассоциативной психологии.

5. В нашем сознании слова образуют сложные ассоциативные комплексы, которые оказывают влияние на мышление, на образ мира и характер интерпретации воспринятого. Благодаря доказанному психолингвистикой существованию обусловленных конкретным национальным языком особенностей мышления в философских работах В. Гумбольдта эмпирически подтверждено, что каждый родной язык есть результат развития данной культуры на основе собственного видения мира.

Содержательное понимание сущности речи по Вейсгерберу состоит в том, что она функционирует как промежуточный духовный мир между носителем языка и объективными формами явлений, специфическим образом разделяя их. С помощью речи в нашем мышлении особым образом фиксируется не только материальный мир, но и культурные нормы, мировоззрение. Язык по отношению к мышлению выступает как связующее звено, которое в значительной мере влияет на коммуникацию в культурном сообществе, делая ее возможной. Он выступает как стержень данного сообщества, является основой для ощущения его единства, культурной схожести образа мысли и убеждений, которые могут существенно отличаться от других культурных сообществ.

6. Язык как система символов обеспечивает способность к абстракции на различных ступенях развития. Осуществление процессов абстракции на основе сложных ассоциативных схем было доказано прежде всего благодаря экспериментам Осгуда и Боусфилда. Без влияния речи наше мышление было бы конкретным и ситуативным; благодаря системе символов языка мышление поднимается над конкретными образами. С помощью понятий, хранящихся в нашей памяти, достигается абстрагирование от ситуативных факторов. В необходимых случаях накопленный опыт активизируется: в будущем мы можем мысленно предвосхищать наступающие процессы на основе опыта, закодированного с помощью речи.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Основные характеристики младшего школьного возраста
Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, пр ...

Выявление нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта
Практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8 - 9 лет) в количестве 10 человек. Цель практического исследования - изучить особенност ...

Коррекционно-развивающее значение уроков ритмики в школе для детей с нарушением интеллекта
Занятиям ритмикой в школе VIII вида уделяется большое внимание, особенно со школьниками начальных классов. Естественно, в разные годы по программе «Физическая культура» для учащихся вспомогательных школ включались те или иные аспекты занятий ритмикой, в основном, для школьников начальных классов. И ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru