В литературе имеются данные, характеризующие взаимосвязь успешного овладения знаниями детьми с теми или иными чертами незрелости их эмоционально-волевой сферы. Так, дети с астеническими, т.е. пассивными или угнетенными состояниями, которых много среди неуспевающих школьников, при выполнении заданий, требующих каких-либо усилий, не могут их проявить.
Т.В.Егорова в исследовании школьников с пониженной обучаемостью отчетливо обнаружила у них недостаточную познавательную активность. При выполнении заданий у детей не наблюдалось необходимого эмоционально-волевого напряжения, что и являлось одной из причин сравнительно низкого уровня продуктивности их мышления и памяти.
Что же касается важности учета особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся в целях повышения их успеваемости, то этот вопрос в литературе только поставлен. В настоящее время выдвигается новый аспект изучения эмоционально-волевой сферы школьников с пониженной обучаемостью: выявление отклонений в эмоционально-волевой сфере как одной из причин неуспеваемости.
По нашему мнению, пятибалльная система оценки не дифференцирует уровень знаний детей, поэтому было использовано априорное ранжирование. Воспитателям подготовительных к школе групп и учителям начальных классов предлагалось проранжировать успешность обучения детей. С целью определения согласованности мнений учителей и воспитателей по данному вопросу был рассчитан коэффициент конкордации, который представлен в табл. 4.
Таблица 4 Согласованность экспертных оценок по вопросу успешности успеваемости детей 6 лет
Коэффициент конкордации |
1 этап |
2 этап |
W (м) |
0,735 |
0,800 |
W (д) |
0,768 |
0,819 |
Из табл. 4 видно, что коэффициент конкордации выше на втором этапе обследования, т.е. в конце учебного года.
Это свидетельствует о том, что показатели успешности обучения детей носят объективный характер и могут быть использованы в качестве критерия информативности развития эмоционально-волевых свойств личности.
Показатели считались информативными, если были взаимосвязаны с критерием на достоверном уровне.
Так как параметры эмоционально-волевых свойств имеют ненормальное распределение, определение взаимосвязи с показателями успеваемости осуществлялось при помощи рангового коэффициента Спирмена.
Взаимосвязь уровня развития эмоционально-волевых свойств с успешностью обучения детей 6 лет представлена в табл. 5.
В связи с более высокими коэффициентами конкордации (W) в конце учебного года, описанные взаимосвязи показателей эмоционально-волевых свойств и успешности обучения производилось по 2-му этапу обследования.
Изучение результатов анализа, характеризующих информативность значений незащищённости, тревожности, недоверия к себе, трудности общения, саморегуляции и самоконтроля показывает, что по данным признакам выявлена высокая взаимосвязь с критерием информативности (Р<0,01). Исключение составляют результаты по незащищённости, тревожности у детей 6 лет, по которым взаимосвязь менее тесно выражена с успешностью обучения (Р<0,05).
Таблица 5 Влияние эмоционально-волевых проявлений на успешность обучения детей 6 лет
1 Этап |
2 этап | ||||
м |
0,340 |
0,543* | |||
Незащищенность | |||||
д |
0,322 |
0,622* | |||
2 |
Тревожность |
м |
0,464* |
0,612* | |
д |
0,405 |
0,574* | |||
3 |
Недоверие к себе |
м |
0,388* |
0,354 | |
д |
0,364 |
0,388 | |||
4 |
Чувство неполноценности |
м |
0,401* | ||
Д |
0,399 | ||||
5 |
Агрессивность |
м |
0,463* |
0,443* | |
Д |
0,346 |
0,361 | |||
6 |
Конфликтность |
м |
0,456* | ||
Д |
0,438* |
0,398 | |||
7 |
Трудности общения |
м |
0,407* |
0,479* | |
д |
0,445* |
0,485* | |||
8 |
Депрессивность |
м | |||
д | |||||
9 |
Замкнутость |
м | |||
д | |||||
10 |
Саморегуляция |
м |
0,489* |
0,524* | |
д |
0,503* |
0,622* | |||
11 |
Самоконтроль |
м |
-0,335 |
-0,356 | |
д |
-0,464* |
-0,408* |
Образование, педагогика, воспитание:
Анкетирование учителей математики МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных
предметов №27
Нас заинтересовал вопрос: «Насколько правильно учителя понимают понятие элективного курса и проводят ли они их?». В связи с этим мы сочли необходимым изучить эту проблему. Метод исследования, который мы использовали, – анкетирование. Проводилось анкетирование учителей математики МОУ СОШ с УИОП №27 ...
Математика и ее потенциал в развитии младших школьников
Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В начальной школе именно математика является основой развития у уч ...
Фонетические факторы внятности
Наряду с общими требованиями к внятности и членораздельности, следует иметь в виду и ряд вытекающих из них частных требований, касающихся разных сторон фонетического оформления речи, а именно: голоса, фонетического облика слова (включая их фонематический состав, слоговый ритм, ударение, орфоэпию), ...