Тестовые задания можно рассматривать как разновидность сообщений или текстов, адресованных учащимся с определенной целью. Цель этих сообщений состоит в том, чтобы проверить и оценить их знания по соответствующим разделам учебного материала. Но вначале эти сообщения должны быть правильно (адекватно) поняты учащимся. Если этого нет, то трудно ожидать, что цели оценки будут реализованы и достигнуты.
Подход к тестовым заданиям как информационному сообщению, которое вначале должно быть воспринято и понято учащимся, а затем на него должна последовать ответная реакция соответствует информационному подходу к рассмотрению общения. По модели общения, как деятельности по обмену информацией, в его структуре различают следующие составляющие: источник информации, сообщение, передающие каналы и тот или те, кто эту информацию принимает (индивид, группа индивидов, аудитория слушателей). По этой модели эффективность общения зависит от характеристик этих составляющих. Так, например, источник информации оценивается в этом случае по шкале «доверие – недоверие», а сообщение – по шкале «понимание-непонимание». Доверие или недоверие к источнику информации зависит в основном от того, воспринимают ли те, кому предназначена информация, как «своего» или «чужого».
Этот фактор имеет незначительное влияние в ситуациях обучения и проверки знаний. Более того, психологи считают, что в ситуациях проверки знаний наиболее благоприятным является нейтральное отношение к источнику информации (что, собственно, и реализуется в полной мере при использовании тестов и тестирования). Хотя, заметим, и этот фактор нельзя недоучитывать. Неизвестный в данном случае источник информации (авторами тестов является, как правило, группа или коллектив специалистов) не означает то же самое, что «нейтральный». Неизвестность часто ассоциируется учащимися с тревожным фактором и угрозой. Неизвестность и неизвестное многих страшит, а поэтому для снижения отрицательного влияния этого фактора следует, видимо, сообщать учащимся, кто является автором тестов – учитель-предметник, или группа учителей-предметников данной школы, или опытные специалисты специального центра по разработке тестов. Имеет смысл сообщать также, что данные тесты были уже опробованы в других классах или школах и в них заложено только то содержание, которое уже освоено школьниками. При этом целесообразно конкретизировать те темы и разделы, по которым проводится проверка знаний. понимание тестовый задание логика
Более значимыми для контроля с помощью тестов являются характеристики сообщения. В тестах функция сообщений представлена в формулировках (утверждениях, вопросах и/или текстах) тестовых заданий. Сообщения, как уже отмечалось выше, оцениваются по шкале понимания-непонимания. С этой точки зрения понимание может быть полным, неполным, частично или значительно затрудненным, искаженным и т.д. Эти характеристики зависят от того, какие барьеры возникают у учащихся на пути понимания сообщений. Известный советский историк и психолог Б.Ф. Поршнев предложил следующую классификацию этих барьеров: он выделяет фонетический, семантический, стилистический и логический факторы (уровни), определяющие понимание-непонимание. Рассмотрим, что означают эти уровни применительно к тестам и тестированию.
Фонетический уровень. Обусловленное этим фактором влияние на понимание возникает в ситуации, когда затруднения возникают на фонетическом уровне. Наиболее типичным является случай, когда непонятен сам язык сообщения. Неполное понимание или искаженное понимание может возникать, когда говорят быстро, невнятно, с акцентом или когда используются незнакомые или несоответствующие контексту слова, затрудняющие правильное понимание текста в целом. С учетом сказанного трудно предположить, что формулировка какого-то задания окажется непонятной на фонетическом уровне. Поэтому и примеры такого рода формулировок практически невозможно воспроизвести. Исключение представляют задания на языке, не известном тестируемому. Такое может быть в тестах по иностранному языку. Однако в этом случае это не недостаток теста или отдельных формулировок, а показатель неподготовленности по данному предмету самого учащегося.
Семантический уровень. Такое непонимание возникает, например, в связи с многозначностью слов языка. Некоторые слова многозначны по смыслу и их понимание зависит часто от контекста и его понимания. «Смысловые поля» слов у разных людей различны. Поэтому одни и те же слова могут пониматься по разному. Непонимание на стилистическом уровне может возникать и при использовании текста, в котором используются специальные научные термины или профессиональный жаргон. В этом случае специалистам такой тест будет совершенно понятен, а неспециалистам (к числу которых можно отнести и учащихся) – нет.
Образование, педагогика, воспитание:
Значение речи для развития познавательных процессов, эмоционального и
социального развития детей с нарушениями слуха
Проблемы, связанные с определением значения речи для развития мышления и рассмотрением взаимодействия речи и мышления, подвергались обсуждению уже в античной философии. В соответствии с монистической моделью Платона, влияние которой сказывается до настоящего времени в различных направлениях бихевио ...
Воспитание и организация детей перед занятием
Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия. Основная воспитательная зада ...
Дидактические
возможности компьютерной инструментальной среды ЛогоМиры
«Лого – инструмент для познания и развития собственного мышления, и в этом отличие этой среды от систем программирования, ориентированных в первую очередь на обеспечение наиболее эффективного использования аппаратуры». Программная среда Лого (ЛогоМиры) была разработана и реализована под руководство ...