Учебные цели
1. Понимать актуальность присоединения России к единому европейскому образовательному стандарту;
2. Знать основные проблемы вступления России в Болонский процесс;
3. Знать основные направления модернизации отечественной высшей школы в связи с Болонским процессом;
Отводимое время – 2 часа
План лекции
1. Актуальность участия России в Болонском процессе
2. Проблемы и задачи высшей школы России в связи с вхождением в Болонский процесс.
3. Программа модернизации высшего образования России её реализация.
Содержание лекции
Актуальность участия России в Болонском процессе
Участие России в Болонском процессе, даже после присоединения к нему на Берлинской встрече в 2003 году, носит фрагментарный характер. На практике это означает, что российская система высшего образования пока не совместима с общеевропейской. Дипломы некоторых крупнейших вузов страны признаются за рубежом, но таких меньшинство. Несколько институтов в качестве эксперимента ввели у себя систему зачетных единиц трудоемкости (кредиты), облегчающую студентам перевод в европейские вузы, но массового распространения кредиты пока не получили. Дальше всего Россия продвинулась во внедрении двухступенчатой системы высшего образования (бакалавры и магистры у нас уже есть), но и здесь масштабы эксперимента ограничиваются несколькими десятками вузов.
Представляется целесообразным определять цели участия России в Болонском процессе исходя из критериев экономической и политической целесообразности. Мы вошли в рынок, а рынок по своей основе - это конкурентные отношения, неравенство - его механизм. Но неравенство будет эффективно только тогда, когда каждый сохраняет шанс вырваться вперед. В рыночных экономиках развитых стран нет социальной отчужденности одних групп населения от других. У них работают механизмы равенства. И в первую очередь обеспечение равенства старта. Каждое нормальное заботящееся о себе общество, думает об этом равенстве старта, заботится, направляет ресурсы на то, чтобы максимально выровнять условия доступа к самому лучшему образованию для выходцев из разных слоев общества.
Думается, что Россию в качестве равноправного участника Болонского процесса в Европе не ждут. В первую очередь, Россия абсолютно не нужна как конкурент вновь присоединившимся странам не только на образовательных рынках, но и на рынках труда. В сложившейся ситуации было три модели поведения: 1) подождать и начать попытку сколотить коалицию и коалицией присоединяться; 2) присоединиться безоговорочно; 3) присоединиться частично, то есть заявить о том, что мы вот эту часть принимаем, а эту не принимаем.
Представляется, что наиболее приемлемо для России избрать третью модель отношения к Болонскому процессу, т.е. присоединиться, но внутри параллельно создать свое более жесткое ядро стандартов, которое позволит сохранить единое образовательное пространство России и фундаментальность нашего ВПО. Болонский процесс и Болонская Декларация этому никак не противоречит. Более жесткое ядро стандартов, которое как раз и формировало бы и закрепляло бы сложившуюся национальную традицию российского образования.
Образование, педагогика, воспитание:
Инновационные процессы в России в конце 20 – начале
21 вв
Современные инновационные процессы в российском образовании обусловлены противоречиями, обострившимися на рубеже 70–80-х годов ХХ в., когда в отечественной школе с очевидностью стали проявляться признаки кризиса и застоя. Эти признаки обнаруживались в спаде интересов школьников к учебе, в упадке шк ...
Технологии обучения истории
В методической литературе на сегодняшний день довольно мало информации о новейших технологиях преподавания Автор настоящей работы приводит наиболее доступные данные. Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (См. А.В. Хуторской "Мето ...
Психологическая характеристика старшеклассника
Особенность этого возраста в том, что "начинается" он с изменения социальной ситуации развития. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С.Холл, который указал на противоречивость поведения. Как уже отмечалось, что ...