Проблемы и задачи высшей школы России в связи с вхождением в Болонский процесс
Безусловно, существует много проблем с выполнением принципов Болонского процесса на российской почве, которые при неудачном стечении обстоятельств могут поставить под угрозу весь этот необходимый и жизнеспособный процесс. Рассмотрим подробно особенности реализации некоторых принципов в российских вузах.
1. Переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию
Как известно, в ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодательно закреплено наличие трех ступеней высшего профессионального образования: ВПО, подтвержденное присвоением квалификации (степени) «бакалавр»; квалификации «дипломированный специалист» и квалификации (степени) «магистр».
Практическая реализация этих образовательных программ в России осуществляется по разным схемам:
- независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;
- совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году.
В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности.
По инициативе Минобразования России в 1995-1996 годах Минтрудом России выпущены два письма о трудоустройстве бакалавров на должности, для которых предусмотрено высшее профессиональное образование. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996г. № 125-ФЗ эта возможность предусмотрена ст. 6. В 2002 году принято постановление Минтруда России, касающееся приема на работу бакалавров и магистров на общеотраслевые должности. Однако инициативное обращение Минобразования России к министерствам и ведомствам о подготовке постановлений по трудоустройству бакалавров в соответствующих отраслях пока не встретили должной поддержки.
Необходимо отметить, что, несмотря на сложности практического признания степени «бакалавр» рынком труда, которое выражается, прежде всего, в отсутствии соответствующих тарифно-квалификационных характеристик, количество выпускаемых бакалавров постоянно растет. Если в 1996 году выпуск бакалавров составил 15,1 тыс. человек по всем формам обучения (в том числе 12,6 тыс. очная форма), то в 2003 году он увеличился до 51,6 тыс. человек (44,7 тыс. очная форма). Растет и число выпускников, получивших диплом магистра. В 1996 году их число составило 1,4 тыс. человек (1,3 тыс. очная форма), а в 2003 году – 9,6 тыс. человека (9,2 тыс. очная форма).
Программы подготовки бакалавров требуют содержательной и практической завершенности для обеспечения самодостаточности данной степени для рынка труда. Признание и принятие степени бакалавра как самодостаточной потребует тесного взаимодействия с профессиональными организациями, заинтересованными ведомствами. Тарифно-квалификационные характеристики должны предоставить бакалавру привилегии работника с высшим образованием. При этом необходимо заметить, что в европейском пространстве бакалаврская программа будет нацелена на массовую подготовку, а второй уровень - способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня.
Образование, педагогика, воспитание:
Применение дидактических игр на уроках математики во 2 классе
Учащихся вторых классов больше всего увлекает в игре её результат. У них проявляется тяга к играм на соревнование. В начале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками в классе. Постепенно интересы ученика расширяются, он переживает не только свой ли ...
Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х годах лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разны ...
Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Традиционные в психологической науке определения мыш ...