5. Международное сотрудничество и обеспечение академической мобильности
Академическая мобильность в настоящее время характеризуется развитием, прежде всего, международной деятельности российской высшей школы в области подготовки кадров для зарубежных стран и экспорта образовательных услуг. Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. В 2002 году Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации одобрили Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях. В целях ее реализации осуществлен комплекс мер по расширению приема зарубежных студентов в вузы Российской Федерации, в том числе на коммерческой основе, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ, развитию деятельности российско-национальных образовательных учреждений. В российских вузах в 2003/2004 учебном году обучалось около 25 тысяч иностранных граждан за счет федерального бюджета, в том числе 15,7 тысяч граждан из стран СНГ. В настоящее время в России обучаются свыше 80 тысяч иностранных граждан на компенсационной основе. Популярностью в СНГ пользуются филиалы российских вузов как государственных, так и негосударственных.
Свыше 2 тысяч российских граждан (студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники) ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров Российской Федерации, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по следующим формам: полный курс обучения, включенное обучение, стажировка (в том числе языковая), научная работа, повышение квалификации.
В 2003 году подписаны межправительственные соглашения с Германией, Италией о сотрудничестве в области изучения и преподавания русского языка, а также Республикой Молдова, Францией, Монголией о взаимном признании документов об образовании и учёных степенях.
В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества российской высшей школы можно выделить подготовку и реализацию целевых программ участия в международных проектах и программах. Министерство в настоящее время сотрудничает и принимает участие в реализации более 70 проектов и программ.
Встречи и переговоры, проведенные с основными партнерами Министерства (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совет Европы, Европейская Комиссия, Британский Совет, Совет государств Балтийского моря, Форум АТЭС, национальные министерства Нидерландов, Франции, Австрии, Финляндии и др.) продемонстрировали поддержку с их стороны новых объективных подходов российской стороны к вопросам реализации международного сотрудничества. Большую работу по вхождению в единое европейское образовательное пространство осуществляет Центр сравнительной образовательной политики и Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности.
В то время как в последние годы заметно активизируются международные обмены и возрастает международная мобильность российских студентов и преподавателей, внутри страны эти процессы не получили развития. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставил возможность студентам изучать отдельные дисциплины в других вузах. Инструкция о заполнении документов о высшем профессиональном образовании позволяет вписывать в приложение к диплому дополнительные изученные дисциплины, а также давать ссылку на вуз, в котором изучены дисциплины основной образовательной программы. Однако нормативными правовыми документами механизм возможности прохождения студентом части основной образовательной программы в другом вузе (кроме перевода из вуза в вуз) не определен. В России только зарождаются процессы поступления бакалавров для продолжения образования в магистратуры других вузов. Это связано с объективными причинами: сложностью переездов, трудностями проживания в крупных городах и т.д.
Образование, педагогика, воспитание:
Игры и упражнения для сенсорного развития
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст ...
Передача состояния времен года в картинах художников
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких эстетических чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прис ...
Коррекционно-развивающее значение уроков ритмики в
школе для детей с нарушением интеллекта
Занятиям ритмикой в школе VIII вида уделяется большое внимание, особенно со школьниками начальных классов. Естественно, в разные годы по программе «Физическая культура» для учащихся вспомогательных школ включались те или иные аспекты занятий ритмикой, в основном, для школьников начальных классов. И ...