Учащихся вторых классов больше всего увлекает в игре её результат. У них проявляется тяга к играм на соревнование. В начале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками в классе. Постепенно интересы ученика расширяются, он переживает не только свой личный успех или неудачу, но и успех или неудачу своей команды, класса.
Такие игры, кроме решения учебных задач способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе. Каждый ученик чувствует ответственность за исход игры, команды в целом. Это подтягивает, дисциплинирует учащихся.
Игровые занимательные задания по математике для учащихся 2 класса рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.
Все дидактические игры по своей структуре можно разделить на две группы: сюжетно – ролевые и игры – упражнения.
В сюжетно – ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило. К таким играм относятся игры: «Волшебная таблица», «На какой час назначен сбор?», «По какой тропинке ты пойдёшь?», «Телефон», «Телеграф» и т.д.
Однако большую часть составляют игры – упражнения, в которых включены отдельные элементы игры – элемент загадки, игровое действие или правило. К этой группе относятся следующие игры «Цепочка», «Молчанка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», «Рассели числа в домики» и другие.
Вторая группа игр требует меньше времени на их проведение. Однако следует подчеркнуть, что сюжетно-ролевые дидактические игры вызывают большой интерес у учащихся, чем игры упражнения.
В игре «Цепочка» дети воспроизводят образование чисел второго десятка на основе использования наглядного материала.
В «Играх игра на внимание» и «Каких чисел недостаёт?» учащиеся закрепляют предметный и отвлечённый счёт, воспроизводят место каждого числа в натуральном ряду.
Повторению приёма образования чисел в пределах 20 содействует игра «Чудесный квадрат». В ней ученики повторяют приём образования каждого числа, причём прибавления единицы к предыдущему числу. Для воспроизведения принципа образования каждого числа путём прибавления и вычитания единицы можно использовать игру «Составим поезд», взятую из 1 класса.
После повторения нумерации чисел в пределах 20 учащиеся 2 класса воспроизводят вычислительные приёмы в пределах 10.
На первом этапе используются игры на проговаривание вычислительных приёмов. В этот период можно использовать игру «Цепочка», известную с 1 класса.
С целью формирования вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20 можно использовать «Игру в путешествия».
Программой предусмотрен приём сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
Главная трудность сложения и вычитания чисел с переходом через десяток состоит в представлении второго числа в виде суммы двух слагаемых, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10. Например, при сложении чисел 7 и 5 второе слагаемое 5 необходимо представить в виде суммы чисел 3 и 2 и прибавить к 7 сначала 3, а потом 2.
Для осознания вычислительного приёма сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток целесообразно использовать игру «Составим поезд». Учащиеся, выполняя роль вагонов, наглядно иллюстрируют развёрнутый приём сложения и вычитания в пределах 20.
Для закрепления изученного приёма предназначена игра «Забей гол в числовые ворота». В ней ученики заменяют второе слагаемое суммой удобных слагаемых и иллюстрируют приём сложения и вычитания чисел в пределах 20 без использования средств наглядности, но в развёрнутой записи.
В последующих играх «Угадай число», «Определи маршрут самолёта», ученики выполняют действия в уме и производят вычисления.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить читать и записывать числа.
Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра «Цепочка», при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь, друг с другом.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра «Молчанка», при проведении которой на абаке или карточках иллюстрируются двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разных цифр и показывают их молча учителю, записывают в тетради.
Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные рассказы «Спор цифр», «Как запутался Серёжа?».
Образование, педагогика, воспитание:
Жанровая типология церковной музыки православного обряда
Главная цель литургических жанров – выразить видимыми и слышимыми средствами невидимое и неслышимое. Они указывают на ту Божественную реальность, которая присутствует в центральном христианском таинстве – Евхаристии. С помощью богослужебных жанров эта реальность является людям, а они, в свою очеред ...
Опытно-практическая работа с детьми
Уроки изобразительного искусства – это особые уроки и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в осмысленной творческой деятельности – это первые шаги в «Храм искусства». Школьный учитель должен тонко чувствовать ...
Структура педагогического мастерства
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств лич ...