Сложение и вычитание в пределах 100 – наиболее сложный раздел программы 2 класса. Перед изучением вычислительных приёмов на сложение и вычитание в пределах 100 изучается сочетательное свойство сложения. Для осмысления свойства группировки слагаемых можно привести игры «Что изменилось?», «Как расставили игрушки?». Выполняя эти задания, дети осознают правило: «При сложении чисел любые слагаемые можно переставить местами и заменить их суммой».
Для закрепления вычислительных приёмов в пределах 100 предназначены игры «Определи маршрут корабля», «Где произойдёт стыковка космических кораблей?», «По какой тропинке ты пойдёшь?». С их помощью дети выполняют сложение и вычитание в пределах 100.
С целью формирования вычислительных навыков сложение и вычитание двузначных чисел используются занимательные квадраты.
Во 2 классе учащиеся знакомятся с двумя другими действиями – умножением и делением. Они изучают две таблицы умножения чисел (2 и 3 на числа 2 и 3). Для формирования вычислительных навыков четырьмя действиями предназначены игры «Телефон», «Вычислительные машины», «Телеграф». Играя, дети на доступном для них материале упражняются в выполнении заданий на все действия. Этой же цели служат математические фокусы.
Учащиеся, выполняя задания, предложенные в математических фокусах, упражняются в счёте, называют результат учителю или ведущему. По названному результату учитель, постигнув тайны математических фокусов, угадывает число и месяц рождения, номер задуманного дома, день недели, число монет в руке и т.д.
Секреты большинства фокусов не доступны детям этого возраста, и лишь некоторые из них могут быть разгаданы второклассниками. Для рассекречивания можно предложить фокусы: «Где, какая монета?», «Как узнать задуманный день недели?», «Угадывание номера дома». С приёмами отгадывания других математических фокусов можно познакомить учащихся во внеклассной работе.
Задание на смекалку и задачи на сообразительность следует предлагать для самостоятельной работы, и только при затруднениях большинства учащихся, учитель анализирует задания со всем классом во внеурочное время.
В соответствии с изучаемой темой учитель может использовать на уроке 1 – 2 игровых или занимательных задания. Главным образом, на этапе закрепления и повторения учебного материала
Наряду с известными приёмами, рекомендуемыми в методической литературе для изучения табличных случаев умножения и деления, широко используются игровые приёмы, несложные игры.
Игра активизирует внимание учащихся к изучаемому материалу вызывает желание не только участвовать в ней, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.
Игры, включаемые в урок, может придумать сам учитель или взять их из методических пособий. Рассмотрим игры, которые можно использовать на уроках математики при закреплении навыков табличного умножения.
«Весёлое путешествие»
После ознакомления с табличными случаями умножения и деления учащимся предлагается сделать карточки из картона или плотной бумаги и расположить на ней цепочкой кружки размером не более чем десятикопеечная монета. В центре кружка записывают несколько выражений на табличное умножение и деление. Для эстетической завершённости кружки раскрашивают красками или цветными карандашами.
Карточки раскладывают на столе учителя примерами вниз.
Класс делится на две или три команды. По сигналу учителя (хлопок в ладоши) ученик, стоящий первым в каждой команде, берёт по одной карточке, читает примеры в том порядке, в котором они записаны, и называет ответы. При затруднении ответ быстро даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, учащийся садится на своё место, а следующий игрок быстро берёт следующую карточку и начинает отвечать. Взяв последнюю карточку и назвав ответы, ученик переворачивает её и читает: «Весёлое путешествие окончено». Он поднимает руку, сигнализируя, что его команда выполнила задание.
Через некоторое время путешествие завершают и другие команды.
Учитель подводит итоги. Он учитывает не только быстроту выполнения задания, но и количество допущенных ошибок, смотрит сколько раз команда оказывала помощь отвечающему.
Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок (или с меньшим числом ошибок) справилась с заданием.
«По сугробам»
Из белой бумаги изготовляют небольшие карточки, на одной стороне
которых записывают выражение табличных действий.
Карточки раскладывают на полу белой стороной вверх. Каждая карточка – это сугроб.
Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг вперёд (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ неверно, проваливается в сугроб. Провалившийся в сугроб назначает себе замену из учащихся, сидящих за партами.
Образование, педагогика, воспитание:
Изучение социально-значимых качеств личности
В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Данное исследования я начала проводить в 2009–10 уч. году. В течение первого года работы с это группой детей мы совместно с воспитателем осуществляли подборку сюжетно-ролевых игр, которые, на наш взгляд, подходил ...
Повышение квалификации
Вид профессионального обучения работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений. Повышение квалификации рабочих — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и ...
Педагогическая технология приобщения детей к истории
и культурному наследию родного города
В науке имеются различные трактовки и определения «культуры». Культура рассматривается нами как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а так ...