Золотая педагогика

Психологические факторы тестовых заданий

Другое о педагогике » Психологические факторы тестовых заданий

Страница 2

Пример 1. «В полемике против сенатора от штата Флорида К. Пеппера, его противник заявил: «…все ФБР и каждый член конгресса знают, что Клод Пеппер бесстыдный экстраверт. Более того, есть основания считать, что он практикует непотизм по отношению к свояченице, сестра его была феспианкой в греховном Нью-Йорке. Наконец, и этому трудно поверить, хорошо известно, что до женитьбы Пеппер практиковал целибат». В результате этого К. Пеппер потерпел поражение на очередных выборах. Что, на ваш взгляд, сыграло решающую роль в поражении сенатора?».

В данном примере используются такие понятия, как «экстраверт» – общительный человек, «непотизм» – покровительство родственникам, «феспианка» – поклонница драматического искусства, целибат – безбрачие. В этом случае наблюдается перегруженность текста терминами и выражениями, которые, вероятно, могут быть известны и понятны только специалистам в данной узкой области. Все это конечно, существенно затрудняет понимание данного текста.

В одной из публикаций приводятся результаты исследования, проводившегося со студентами первого курса в г. Новокузнецке. Им предложили дать определения словам, входящим в обычную газетную лексику: бундесвер, экскалация, левые силы, вояж и др. Всего в эксперименте участвовало 112 человек; было получено 1120 ответов. Результаты эксперимента таковы: правильными оказались 7% ответов, неточными – 39%, неправильными 54%. Из 112 человек не знали значения слова «вояж» – 57 человек, «координация» – 66, «либерал» – 65; не смогли правильно объяснить, что такое «курс акций» – 94 человека, 54 – не дали определения понятию «левые силы».

В ЕГЭ в заданиях категории «С» (с развернутым ответом) часто используются оригинальные тексты из научных, научно-популярных, газетных и др. типа публикаций. Поэтому в них могут встречаться термины и слова, непонятные тестируемым, что может приводить к непониманию или искаженному пониманию всего текста. В результате это скажется на качестве выполнения задания.

Стилистический уровень. Непонимание в этом случае возникает из-за несовпадения содержания и формы сообщения: нарушаются синтаксические нормы письменной речи.

Пример 2. Специалиста, окончившего вуз, просят написать «Резюме», которое содержало бы его профессиональную историю, а он в ответ излагает свою автобиографию.

Несовпадение стиля и содержания может встречаться в заданиях «С», когда выпускника просят написать сочинение-рассуждение, эссе или отзыв, а он демонстрирует непонимание стилевых особенностей и пишет в ответ текст, в котором отсутствуют признаки рассуждения, или отзыв, в котором отсутствуют оценки и/или обоснования.

К непониманию может приводить, кроме того, стилевое пере усложнение текста.

Логический уровень непонимания. В этом случае непонимание может быть связано или с нарушением логических норм и правил построения текста или с неприятием учащимися логики коммуникатора (источника информации). При этом следует учитывать, что существуют разные логики и разные люди не в одинаковой степени владеют этими логиками. Уже в самом по себе разнообразии логик заложены основания для непонимания. Логика может восприниматься как «своя» и чужая». «Чужая логика – «неправильная», как могут считать некоторые люди, и, следовательно, к ней следует относиться недоверчиво или пренебрежительно. Если мы отказываем логике сообщения в правильности, то на нас не произведут никакого впечатления разнообразные «следовательно», «исходя из », «мы можем заключить », «потому что » и т. п., так как это может рассматриваться как подделка под логику и ей поэтому выражается недоверие. В таких случаях сообщение натыкается на логический барьер непонимания.

Возможны ли логические барьеры в педагогических тестах? Вероятно да, поскольку логические нормы (правила) построения тестов и/или отдельных предложений (утверждений) известны далеко не всем составителям тестовых заданий и не все умеют ими пользоваться.

Логические барьеры, затрудняющие понимание, иногда встречаются в тексте инструкций к заданиям с развернутым ответом. Первое, что требуется от учащегося при выполнении заданий группы «С», это – правильно понять, что нужно делать. Если инструкция или формулировка задания недостаточно четки и определенны, то это может повлечь за собой непонимание и как следствие - ошибки при выполнении задания. Если инструкция адресована учителю или лицам, ответственным за проведение тестирования, то неверное ее прочтение также в конечном счете отразится на качестве деятельности учащихся.

Пример 3. «Желательно, чтобы в сочинении в той или иной форме

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Внедрение системы работы по обучению игре в хоккей детей подготовительной группы
Цель: формирование у детей подготовительной группы навыков игры в хоккей, предусмотренных примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", развитие быстроты, формирование интереса к играм и упражнениям к элементам хоккея. Согласно примерной основной обще ...

Понятие умственной отсталости, причины недостатков интеллектуального развития
Термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Умственная отсталость (УО) - это форма патологического развития личности в целом. В определении УО учитывается три критерия: психологический ...

Анализ программ и технологий
Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание - неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru