были отражены основные мысли автора: в условиях «многолюдства» особенно важно поддерживать выработанные человечеством этические нормы, быть воспитанным человеком – вежливым и внимательным при любых обстоятельствах по отношению ко всем окружающим, не только знакомым, но и посторонним, чужим людям; перевозка животных в самолете
отмечены разнообразные языковые средства и стилистические приёмы, характерные для данного текста: парцелляция, неожиданные сочетания слов и сравнения, придающие фразам ироническое и саркастическое звучание, пародируется динамичный стиль репортажа и т.п.». (один из вариантов инструкции к заданиям «С» демо-версии 2003 г.). Здесь есть, на наш взгляд, почва для неоднозначной трактовки текста инструкции. В частности, четко не говорится о том, что означает в данном случае «желательно» и «в той или иной форме …»? Можно по разному понимать и трактовать эти требования. Если возможны разные трактовки (в том числе экспертов, проверяющих задания), то это будет влиять на результат и оценку.
Пример 4. «Если одаренность понимать как высокий темп антропологического роста и высокий уровень обучаемости (последнее соответствует идеям Л.С. Выготского), и если предположить, что в ходе обучения даже в обычных школах дети могут сталкиваться с ситуациями, способствующими развитию у них вышеназванных способностей, например, когда педагоги более или менее целенаправленно демонстрируют свое собственное понимание или рефлексию, (а также развитие способностей могло идти через книги, через взаимодействие с другими взрослыми и т.д.), то, если старшеклассник это «взял», то есть взял образцы - соответствующие способы рефлексии и понимания, особенно взял достаточно сложные культурные образцы, он может считаться одаренным (по крайней мере в данной сфере своих проявлений)».
В данном случае причиной непонимания (или затрудненного понимания) является смысловая перегруженность текста, т.е. когда разные смысловые единицы объединены в одном предложении и представляют собой «поток сознания».
Учет психологии тестируемых
При проведении тестировании нередки случаи, когда учащиеся пытаются угадать правильный ответ. Это происходит в том случае, когда учащиеся не готовы к контролю, а тест содержит «закрытые» задания (с несколькими вариантами ответа, один из которых правильный). В этой ситуации предлагаемые варианты как бы провоцируют угадать правильный ответ. При этом, как правило, угадывание происходит не «вслепую», а опирается на определенную логику. По сути говоря, учащийся пытается использовать какие-то рациональные и иррациональные признаки и стратегии поведения, которые позволяют определить правильный вариант ответа.
Психологию необходимо учитывать при разработке и отборе заданий для теста. Приведем некоторые типичные психологии.
1) Выбирай «золотую середину. В соответствии с этой логикой учащийся полает, что автор задания всегда располагает правильный ответ между двумя неправильными. Поэтому целесообразно ставить правильный ответ так, чтобы он не совпадал с этой логикой. Например:
При условии экономического развития Эфиопии естественный прирост населения в ней
а) повысится
б) понизится
в) останется без изменений.
Клубни картофеля образуются на концах
а) боковых корней
б) придаточных корней
в) подземных побегов.
2) Выбирай более развернутый и аргументированный ответ, учитывающий частные случаи.
«Маргиналами называются
а) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями
б) люди, опустившиеся на социальное «дно»
В этом примере вариант ответа а) соответствует логике «выбирай более развернутый ответ» и может быть выбран независимо от фактических знаний учащегося по предмету. Поэтому целесообразно ложный ответ делать более развернутым. Например:
«Что такое автократия?
а) самодержавие
б) рабовладельческая республика», в которой глава государства избирается из числа видных рабовладельцев-аристократов
3) Выбирай более наукообразный ответ. Для маскировки правильного ответа можно ложный вариант сформулировать так, чтобы он казался наукообразным. Примеры:
«Как называется деталь самолета, с помощью которого обеспечивается подъемная сила?
а) крыло
б) фюзеляж.
4) Выбирай ответ, который напоминает что-то знакомое». Например:
«Как А.С. Пушкин охарактеризовал восстание Е. Пугачева?
а) «дубина народной войны»
б) «бунт, бессмысленный и беспощадный»
4) Отсекай варианты, которые заведомо не могут быть правильными.
Пример:
«И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они:
Образование, педагогика, воспитание:
Знакомство с деятельностью учителя-предметника
Особенности программы, по которой работает учитель – Бедаш Наталья Николаевна в своей работе использует программу Владимира Васильевича Пасечника, корректируя ее в зависимости от учебных возможностей учащихся. Перечень учебно-методических пособий, дидактических материалов, которыми пользуется учите ...
Технология организации развивающих видов деятельности учащихся
Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Педагогическое требование является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия тем ...
Содержание внеклассной работы
Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенство ...