Организация физического воспитания, существующая в настоящее время, направлена в основном на совершенствование двигательных умений и навыков и не в полной мере способствует формированию эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе, поскольку не содержит целевых установок для работы в данном направлении. Вследствие этого, влияние средств физического воспитания на процесс формирования готовности детей к обучению в школе проходит недостаточно эффективно.
Исходя из этого, в данной главе представлены результаты педагогического эксперимента, направленного на определение возможностей применения средств физического воспитания как фактора, способствующего оптимизации процесса эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе.
Для проведения сравнительного эксперимента было сформировано 2 экспериментальные группы и 2 контрольные, отдельно мальчики и девочки.
В ходе эксперимента внимание было обращено на оптимизацию развития физических качеств детей, разработку методики подбора и применения средств физического воспитания, влияющих на эффективность подготовки детей к обучению в школе.
Формирующий этап эксперимента осуществлялся в соответствии с основными принципами коррекции, важнейшим из которых является деятельностный принцип. Он основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует ведущая деятельность, что развитие любой деятельности требует специального формирования.
Воздействие на организм строго соответствовало принципам дидактики (последовательности и систематичности, доступности и т.д.). Заслуживает внимания мнение Н.Н.Ефименко, который считает, что ведущим педагогическим принципом должен стать принцип двух начал (мужского и женского) в педагогическом процессе. Программа включала ежедневную организацию подвижных игр и физических упражнений.
Эксперимент продолжался в течение 1 года. Общее количество детей, участвующих в эксперименте, составило – мальчиков- 16 и девочек - 15 человек, а в контрольной группе соответственно 18 и 21 человек. Важно указать, что в течение эксперимента количество детей в обеих группах по независимым от нас причинам уменьшалось.
Подвижные игры и упражнения, подобранные для коррекционной работы, по содержанию, форме и методам проведения были аналогичны играм и упражнениям, которыми дети обычно занимаются в детском саду и школе.
При планировании учитывалось место подвижных игр и эстафет в режиме дня. Игры и эстафеты малой подвижности проводились утром и в конце прогулки, средней подвижности - утром и вечером, большой - на прогулке, занятиях, утренней гимнастике и вечером. На прогулке одна игра или эстафета планировалась со всей группой, две-три игры с подгруппами в соответствии с тем, какие негативные проявления в эмоционально-волевой сфере детей были высокими и требовали коррекционной работы. В утренние часы использование подвижных игр было направлено на развитие координационных способностей; днём - на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости; вечером - на развитие ловкости, гибкости.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности методики организации занятий по обучению спортивным играм
Согласно примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, образовательной области "Физическая культура" для детей старшего дошкольного возраста предусмотрены спортивные уп ...
Понятие и структура воспитательной системы и воспитательного
процесса в исправительном учреждении
Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения св ...
Понятие методов обучения
Метод (от гр. methodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В литературе ...