Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.
Ещё одним необходимым принципом в методике сенсорного воспитания детей является принцип последовательности, обусловливаемый в ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Вначале наиболее доступны для ребенка младшего дошкольного возраста задания на выполнение предметных действий. Дети группируют предметы по величине, потом по форме. Но на последующих занятиях дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы. Задачами обучения являются фиксация внимания детей на сенсорных свойствах предметов, формирование простейших приемов установления тождества и различия однородных объектов по величине, форме. Дидактическим материалом при этом служат однородные предметы двух величин, пяти форм. Позже ребенок одновременно оперирует с предметами двух разновидностей. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, форма.
Непременным условием является вариативность заданий. Она преследует несколько целей:
- использовать по мере надобности предметы разной величины и формы;
- поддерживать у детей интерес к занятию путем усложнения действий с объектами;
- формировать более совершенные и обобщенные способы ориентировки в их сенсорных свойствах.
На первых занятиях дети выполняют задания по раскладыванию однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет предметов должны быть одинаковыми. В задачи обучения входит формировать у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, использовать простейшие приемы для определения тождества и различия однородных предметов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький. Материалом служат деревянные круги и квадраты двух размеров: маленькие и большие. Дополнительно могут использоваться две полосы плотной бумаги белого цвета разной ширины.
В начале занятия воспитатель демонстрирует пять больших и пять малых кругов, перемешанных произвольно. Объясняет, что круги разные. Показывает сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»). Говорит, что маленькие круги он будет класть в одну сторону, а большие — в другую, на соответствующие «дорожки» (полоски бумаги). Показав детям маленький круг, спрашивает: «Где должен лежать этот круг? Куда его положить?» На широкую полоску кладет большой круг. Затем прикладывает к маленькому кругу другой, такой же величины, подчеркивает, что они одинаковые. Так воспитатель раскладывает две пары кругов. При сортировке третьей пары он предлагает ребенку показать, куда надо поместить большой и маленький круги. Далее дети по очереди выходят к столу и раскладывают по одной паре кругов. (Для того чтобы всех обеспечить достаточным количеством материала, можно использовать большие и маленькие квадраты.)
После объяснения и показа педагог раздает детям индивидуальный материал: по пять больших и пять маленьких кругов или квадратов, перемешанных произвольно.
Чтобы максимально обеспечить мыслительную активность каждого малыша, детям, сидящим рядом, предлагается разный материал: одному — круги, другому — квадраты. Тому, кто быстро справится с заданием, целесообразно предоставить возможность выполнить его еще раз, но с другими пособиями.
На последующих занятиях детей учат группировать предметы по форме. Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. В качестве дидактического материала для этих занятий служат круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине и цвету.
В начале занятия педагог показывает детям пять кругов и пять квадратов, перемешанных произвольно, объясняет, что игрушки разные. Далее начинает группировать их по форме, раскладывая круги в одну сторону, а квадраты — в другую. Привлекает к сортировке детей, спрашивая, куда положить тот или иной предмет. Далее дети по одному подходят к столу воспитателя и раскладывают по две разные игрушки в соответствии с образцом.
Образование, педагогика, воспитание:
Диагностика двинательной активности детей дошкольного возраста
Определение объема двигательной активности производится при помощи механического и электронного шагомера. Для измерения естественной дневной двигательной активности шагомер надевается всем детям и снимается в определенный временной диапазон (например, с 8 до 17 или 19). В этот день не следует стиму ...
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять св ...
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2) Перед началом упражнений дети разогревают ла ...