Мы согласны с подходами вальдорфских педагогов в вопросах, связанных с организацией этой работы, с технологией изготовления кукол. Но считаем, что при этом большее внимание надо уделять художественному развитию детей.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качества ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, внесения различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. В другом случае, основание для кукол из ткани могут сделать педагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами дети. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению.
При этом мы не согласны с подходом Ф. Яффке относительно цвета, при котором желто-золотистый цвет связывают с достоинством, а красно-фиолетовое платье – с мудростью. Это формирует цветовые стереотипы. Гораздо важнее организовать работу с детьми таким образом, чтобы каждый ребенок сумел найти для своего замысла соответствующий ему видимый образ.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.
Поэтому, осуществляя работу с детьми в театрализованной деятельности, нельзя ограничиваться развитием только исполнительского творчества. Мера собственной активности ребенка может быть очень разной.
Для одних спектаклей они могут все сделать сами:
обдумать содержание спектакля;
определить в нем роль для себя;
на основе собственных представлений изготовить для спектакля куклу или сделать для себя костюм.
В других – выступать только в роли костюмеров и исполнителей.
В третьих – быть просто зрителями и участниками спектакля, который для них подготовят педагоги и родители.
Но какую бы меру самостоятельности и активности не выбрал ребенок, ведущую роль всегда играет педагог. Именно от его профессионального мастерства и личной заинтересованности зависит степень вовлеченности ребенка в игру, сохранение его интереса и творческой активности на протяжении всей игры, грамотное достижение поставленных педагогических и психологических целей. Существуют особые требования к методике проведения и руководства играми-драматизациями на разных этапах дошкольного возраста. Эти требования мы рассмотрим в следующем параграфе нашей работы.
Образование, педагогика, воспитание:
Компоненты и развитие
профессионального самопределения
Профессиональное развитие человека в целом онтогенетически связано с основными видами его деятельности, соответствующими возрастным периодам. Возрастное развитие человека как субъекта труда Е.А. Климов представляет в виде трех периодов, в каждом из которых выделяет и характеризует стадии развития п ...
Критерий Коши равномерной сходимости функциональной последовательности
Теорема 1. Для того чтобы функциональная последовательность Sn (х) равномерно сходилась на множестве Х, необходимо и достаточно, чтобы для 0 , , N и выполнялось неравенство: . Доказательство необходимости Пусть последовательность функций Sn (x) равномерно сходится на множестве Х, где Х - область оп ...
Воспитание детей со сложными сенсорными нарушениями
Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.). Возможными причинами появления детей с множественными врожденными пороками развития остают ...