Наиболее эффективными сюжетами для игр-драматизаций, с точки зрения развития навыков театрализованной игры, являются сюжеты сказок. Особая роль при этом отводится сюжетам русских народных сказок, которые радуют детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. При проигрывании сюжетов русских народных сказок у детей формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок, получая роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Приведем примеры тех методических приемов, которые могут быть использованы воспитателем при организации и проведении игр-драматизаций на основе сюжетов из русских народных сказок.
1. "Погружение в сказку" при помощи "волшебных вещей" из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя "волшебный ритуал" (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или "волшебные очки". Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в "специальное" зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то игры-драматизации могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
В процессе работы над ролью рекомендуется:
составление словесного портрета героя;
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
сочинение иных случаев в жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
анализ придуманных поступков героя;
работа над текстом: Почему герой так говорит? О чем он в этот момент думает? Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста.
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонации;
Образование, педагогика, воспитание:
Определение дидактики. Задачи и основы дидактики
В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природ ...
Свойства равномерно сходящихся функциональных последовательностей и
рядов
Теорема 4. Если функции непрерывны в точке и функциональный ряд равномерно сходится на множестве Х, то его сумма S (х) тоже непрерывна в точке . Доказательство. Пусть - частичная сумма функционального ряда. В соответствии с условиями теоремы, функциональный ряд равномерно сходится, значит, выполняе ...
Особенности работы на пленере
Любая картина начинается с идеи, с замысла. Художник наблюдает разные состояния природы, делает зарисовки и этюды на пленере. Важность работы на пленере невозможно переоценить. Этюды и рисунки с натуры были обязательной частью подготовки художников прошлых веков. Е.И Репин и Ф.А. Васильев видели в ...