Предпосылки существования объективированных стилей создаются в процессе развития деятельности, отчуждения ее результатов, продуктов, средств от производителя.
Условным началом формирования индивидуального стиля можно считать вступление субъекта в деятельность. Сразу же, еще до сколько-нибудь полного овладения деятельностью, происходит процесс самоопределения субъекта в совокупности условий деятельности - что-то более соответствует его индивидуальности, что-то - менее.
Овладение деятельностью и приспособление к ее требованиям идут поэтапно. На этапе устойчивого мастерства адаптацию обеспечивает еще и "структура" стиля (совокупность устойчиво используемых компонентов в разных ситуациях). На этапе высшего мастерства адаптацию подкрепляет тип организации деятельности (предпочитаемые тактики, стратегии, тактико-технические действия), направляющий условия ситуации деятельности в желательное русло.
Нa формирование индивидуального стиля параллельно воздействует и второй внешний фактор — субъектный (интерперсональный). Установлено, что не только индивидуальный стиль, но и результаты спортсмена значительной степени определяются индивидуальным стилем и соответствием психофизиологических особенностей.) стиля и др. Этот феномен был назван "психологической нишей" (Толочёк, 1992).
В управленческой деятельности руководителей отмечают те же стилевые проявления. Также выражен феномен "субъективно удобные условия деятельности" с его влиянием на другие характеристики индивидуального стиля (предпочтение определенных задач и способов их решения, образы "идеального" партнера и организации деятельности и др.). Наблюдается аналогичная взаимосвязь стилей и индивидуальностей партнеров по управленческой структуре (выше и нижестоящего руководителя), широкие диапазоны возможного перераспределения функций управления между ними (передачи партнеру до 100 % собственных стандартных управленческих задач).
Итак, каждого вновь вступающего профессиональная деятельность встречает исходной структурированностью своих компонентов (определенными структурно-функциональными отношениями между ними). Ее пространство также структурировано и "распределено" между ее участниками (субъектом и педагогом, наставником, тренером, руководителем, партнером, соперником и т.п.), что предполагает симбиоз их конкуренции — сотрудничества. Формирование эффективного индивидуального стиля есть процесс согласования всех ее значимых условий (обобщенно назвали их тремя факторами).
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика диагностической программы исследования общения со
сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать диагностическую программу, направленную на выявление особенностей общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Разработанная нами диагностическая программа была использована на констатирующем и ко ...
Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного
возраста
К специальным задачам сенсорного развития можно отнести: развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени); формирование системы перцептивных действий; формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных о ...
Техники акварельной живописи
«Сила живописи, как и всякого искусства,— в глубине содержания и совершенстве формы. Только сочетание значительной, передовой идеи и отточенного профессионального мастерства дает подлинное произведение искусства. Если творческое мышление художника является его духовной силой, то техника живописи сл ...