I группа (рис. 5) включала оценку трех уровней усвоения профессиональных знаний и умений: 1-й уровень (уровень целевых установок): выпускник демонстрирует понимание проблемы, присутствуют целевые установки выполняемой тематики; 2-й уровень (реализация нормативных установок): выпускник в достаточной мере усвоил методы системного анализа объектов проектирования и разработки разделов проекта с учетом нормативно-правовых критериев производственной и экологической безопасности; 3-й уровень (выполнить проект): выпускник оперирует информационными ресурсами и технологиями, использует проектные технологии.
Рис. 5. Гистограммы распределения выпускников по уровням усвоения
профессиональных знаний и умений
II группа (рис. 6) включала четыре уровня сформированности экологической компетентности: 1-й уровень – уровень оперирования необходимой информацией, взаимосвязи отдельных специальных технических факторов; 2-й уровень – уровень определения оптимального решения, поисковый, уровень устойчивых операций; 3-й уровень – самостоятельное моделирование и прогнозирование ситуации, аналитико-синтезирующий уровень; 4-й уровень – создание качественно новых технических продуктов, уровень творчества.
Рис. 6. Гистограммы распределения выпускников по уровням сформированности и развития экологической компетентности
4. Оценка сформированности нравственных качеств личности специалистов, заявленных в модели специалиста как необходимой компоненты целостной личности, проводилась и на «входе» в обучающий процесс, и на «выходе» из учебного процесса при выполнении студентами дипломного проекта. Исходя из идей экологической парадигмы развития общества определялась сформированность «экологического сознания» как результирующего фактора образования личности. Основой типологии всех опрошенных является доминирующая в сознании личности ценность:
а) природа как самоценность;
б) человек как абсолютный властелин окружающего мира;
в) паритет человека и природы;
г) игнорирование ценности природы при асоциальностни личности.
Были выделены типы экологического сознания респондентов: почвенники; гармонический тип; технократический тип; маргинальный тип. В результате проведенного социологического опроса, определен доминирующий тип экологического сознания через отношение личности к окружающему миру и природе, которое будет привнесено выпускниками в другие социальные группы и будет ими реализовано в действии.
За счет личностной направленности обучения и воспитания произошло наибольшее проникновение в сознание человека ценностных установок бытия, и они (ценностные установки) стали внутренними саморегуляторами экологически цивилизованного человеческого мировоззрения. Выпускникам экспериментальных групп в большей мере, как следует из результатов социологического исследования, присущ «гармонический» тип сознания и лучший уровень общей культуры, в меньшей мере присущи проявления «маргинального» типа сознания.
Таким образом, разработанная методика позволила выполнить одновременно миссию воспитания и формирования «экологического сознания», что является значимым компонентом ценностных установок личности в общей структуре экологической компетентности.
В ходе исследования также выявлено, что преподавание дисциплин цикла «Безопасность жизнедеятельности» в профессионально-личностной технологии способствовало повышению интереса к экологическим проблемам безопасности жизнедеятельности. В экспериментальных группах доля таких респондентов составила 47%, в контрольных ─ 21%. Студенты из экспериментальных групп оказались лучше осведомлены, чем студенты контрольных групп, о действиях, предпринимаемых в г. Курске и области для улучшения состояния условий труда на рабочих местах и производственной безопасности, улучшения демографической ситуации и качества окружающей природной среды (соответственно 67 и 35%).
В заключении отмечается, что решение проблемы формирования экологической компетентности будущего инженера в современных условиях является весьма значимым в силу необходимости обеспечить в условиях производства необходимый уровень здоровья, безопасность жизнедеятельности человека и экологическую безопасность. Данная проблема актуальна, поскольку вписывается в гуманитарную парадигму развития общества.
Отправной точкой выполненного исследования стала идея о возможности формирования экологической компетентности будущего инженера путем интеграции научных знаний и представлений о профессиональном, личностном, личностно-ценностном содержании образования и адекватных им теоретических, методических и организационных основ построения учебного процесса, отбора содержания образования, методов, средств и форм обучения, разработки технологии и условий обучения.
Концепция формирования экологической компетентности представляет собой гармонизацию сугубо профессиональных, профессионально-личностных и нравственных компонентов этого процесса в инженерном образовании и обеспечивает научно обогащенное понимание этого процесса. Применение данной концепции позволило решить задачи формирования экологической компетентности путем согласованности в учебном процессе профессиональных требований ГОС ВПО к специалисту и требований общества к обеспечению производственной безопасности.
Образование, педагогика, воспитание:
Стиль и результат
Связи стиля и результата сложны и многообразны. Результат зависит от индивидуальных особенностей субъектов, от адекватности индивидуального стиля, его соответствия индивидуальности человека и соответствия стиля условиям и задачам деятельности. Результат зависит от структурированности деятельности с ...
Учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и
Т.Е. Хохловой
Нами был проанализирован еще один учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Этот курс построен на познавательной активности и самостоятельности учащихся. Младшие школьники в ходе обучения открывают для себя родной язык как предмет изучения, предмет анали ...
Изучение особенностей развития некоторых сторон позновательной деятельности
детей с недостатками слуха дошкольного и младшего школьного возраста
Теоретические положения Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, разграничении первичных и вторичных нарушений в психическом развитии способствовали нового подхода к рассмотрению особенностей позновательной деятельности детей с недостатками слуха ( Р.М.Боскис, Т.А.Власова, ...