Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 15

Теоретическими основаниями концепции формирования экологической компетентности являются: ведущие идеи гуманистического подхода в рамках экологической парадигмы развития общества; источники и факторы среды обитания человека, определяющие цели, содержание и структуру системы формирования экологической компетентности и нравственных качеств личности; идеи профессионально и личностно-ориентированного об­разования; технологичность формирования экологической компетентности.

Значимым фактором формирования экологической компетентности является не только профессионализация подготовки, но и то, насколько много уделяется внимания воспитанию таких качеств, как доброта, готовность прийти на помощь, осознание целей и задач профессиональной деятельности и своей жизни, учитывающих как собственные интересы, так и интересы, согласованные с целями и задачами развития общества в целом. Для воспитания личности и формирования общечеловеческих ценностных ориентаций, экологического сознания следует опираться на примеры жизненных ситуаций в среде обитания.

Благоприятные возможности для дости­жения желаемого результата формирования экологической компетентности в техническом вузе по­являются в условиях профессионально-личностной технологии обучения. Её реализация позволяет раскрывать и расширять творческий потенциал и возможности, как педагога, так и студента, активизировать их обоюдную деятельность, дает возможность значительно повысить качество и устойчивость полученных студентами знаний и умений, перевести их в категории «способности» и «готовность», обеспечивает максимум удобств для творческих проявлений участников педагогического взаимодействия.

Формирование экологической компетентности успешно осуществляется в системном, динамически развивающемся и многоаспектном непрерывном учебном процессе при доминировании личностного аспекта. В нем должен поэтапно разворачиваться процесс обучения: от учебной деятельности осуществляться переход к квазипрофессиональной, далее ─ к учебно-профессиональной деятельности через соответствующие формы учебных занятий, в которых студент постепенно становится самостоятельным и равноправным участником учебного процесса. Учебный процесс должен моделировать стороны будущей профессиональной деятельности, а ос­новной единицей содержания долж­на выступать про­блемная ситуация, разрешаемая обучаемым.

На этапе учебной деятельности при формировании мотивации действия первостепенное значение играет актуализация профессиональных интересов будущего инженера и включение задач безопасности жизнедеятельности в контекст будущей профессиональной деятельности. Эффективным способом мотивации учебной деятельности является направленность обучения безопасности жизнедеятельности на отраслевые проблемы безопасности жизнедеятельности в регионе проживания обучающихся. Исключительно важной частью работы преподавателя становится содержательный анализ материала с выделением конкретных инвариант, которые позволяют сформировать оптимальный объем подлежащей усвоению информации. Традиционные методы должны сочетаться с активными методами обучения, но их доля должна быть выше, так как это связано с формированием общепрофессиональных компетентностей в сфере безопасности жизнедеятельности и экологии.

На этапах квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студента необходимо в большей мере использовать систему методов и форм учебной работы, основанных на увеличении самостоятельности обучающегося. Результативным способом активизации познавательной деятельности студентов и формирования экологической компетентности на стадии учебно-профессиональной деятельности является творческая самостоятельная работа студента в виде профессиональных производственных практик и дипломного проектирования.

Экологическая компетентность проявляется как синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного, включая обобщенные знания, умения, навыки), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера, готовность к осуществлению деятельности и т.д.) и опыта, позволяющих человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности. Поэтому комплексная оценка уровня сформированности взаимосвязанных структурных компонентов личности эффективно осуществляется по шкалам оценивания уровней развитости компонентов личности (мотивационно-ценностного, познавательного, операционально-деятельностного и социально-психологического).

Экспериментальное исследование показало положительную динамику формирования экологической компетентности студентов строительной специальности в экспериментальных группах, что позволяет сделать вывод об эффективности авторской концепции формирования экологической компетентности будущего инженера, и подтверждают выдвинутую гипотезу.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 

Образование, педагогика, воспитание:

Необходимость воспитания чувства юмора в дошкольном детстве
Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Период дошкольного д ...

Выборочный метод отбора исследуемых
Несплошное исследование организуется специально, чтобы при определенных условиях, не охватывая всех единиц изучаемого явления, можно было получить такое количество материалов, которое гарантировало бы наибольшую точность выводов по генеральной совокупности. В силу этого несплошное исследование подч ...

Фонетические факторы внятности
Наряду с общими требованиями к внятности и членораздельности, следует иметь в виду и ряд вытекающих из них частных требований, касающихся разных сторон фонетического оформления речи, а именно: голоса, фонетического облика слова (включая их фонематический состав, слоговый ритм, ударение, орфоэпию), ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru