приспособлена по росту ребенка вешалка для одежды;
выделены отдельная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);
постоянное и удобное место для полотенца, зубной щетки, мыла;
сделана устойчивая подставка под ноги для умывания;
дается для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы, шнурки для обуви с наконечниками и пр.).
Но, конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладения детьми культурно-гигиеническими навыки. Для этого необходимо правильное руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи. Трехлетние дошкольники еще недостаточно умелы, ловки, и многие матери стремятся избавить ребенка от трудного, с их точки зрения, дела, потому что им или некогда ждать, или не хватает им терпения. Поэтому они сами быстро натягивают ребенку колготки, зашнуровывают ботинки. Кажется, все хорошо: ребенок одет и играет. Но родители даже не осознают, что тем самым они отнимают у ребенка его работу. Упускается драгоценное время, которого не вернешь.
Младший дошкольник, как правило, охотно делает только то, что ему интересно, а в этом возрасте ему интересно все: ведь он только познает мир, и каждая вещь, ее качества и изменения для него новы. Вот колготки собраны «гармошкой» и вдруг распрямились на ноге. Где же гармошка? Резинка маленькая, а потянешь, ее она вытягивается, становится длинной и вырывается из рук, как живая. Хочет застегнуть пуговицу, она не слушается - и вдруг пролезла в петлю. Ребенок чувствует себя победителем. Вот здесь и надо положить начало навыку самостоятельного одевания. Для ребенка это интересный занимательный труд. Пусть ребенок повозится со своими колготками, ботинками – надо ему предоставить на это время. А родителям, занимаясь своим делом незаметно оказывать помощь, поощрять, помогать довести начатое дело до конца. Постепенно у ребенка приобретается навык, он осваивает много разных движений, вырабатывается привычка делать все самому. Если не воспитывать этой привычки, то позднее его уже с трудом придется приучать к самообслуживанию. Родители же будут удивляться, в не желание ребенка трудится, но виноваты ведь они сами.
Дети младшего дошкольного возраста должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и.т.д.), что к труду взрослых надо относится бережно.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в котором они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.
Следовательно, культурно – гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
прямое обучение;
показ;
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие и структура имиджа современного учителя
Термин "имидж" широко трактуется, но надо отметить, что до сих пор нет однозначного его толкования. Так физический имидж – это здоровье, стиль одежды, прически и макияжа. Психологический имидж - характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж - роль в обществе, поведение и коммуни ...
Урок истории в практике школы
В данной главе рассматривается современный урок истории на практике. Здесь изложены наблюдения и применяемые автором на практике, основные составляющие принципы и теоретические основы современного урока истории. В предыдущей главе рассматривались основные теоретические положения современного урока ...
Развитие самосознания в процессе профессионального самоопределения
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания личности. В работах И.С. Кона, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др. представлен философско-социологический аспект проблемы самосознания. Различные аспекты самосознания в контексте развития личности проанализированы в трудах отече ...