Современная практика работы дошкольных учреждений показывает, что далеко не все педагоги и родители знают особенности психофизического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника и, как следствие, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики.
Для более эффективного взаимодействия педагогов (всех категорий) и родителей по воспитанию здорового и развитого ребенка в дошкольном учреждении необходимо организовывать семинары, консультации, тренинги, практикумы, беседы. В условиях дошкольного учреждения рассматриваются следующие вопросы, которые помогут педагогическому, техническому персоналу и родителям постепенно овладеть приемами здоровьесберегающей технологии:
I. Вопросы возрастной физиологии и психологии
План консультации:
Особенности физического развития ребенка на разных возрастных этапах и условия его воспитания.
Организация гигиенического режима для двигательной деятельности.
Профилактика заболевания опорно-двигательной системы ребенка.
Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы ребенка.
Гигиена дыхания.
II. Педагогическое общение (для педагогов и родителей) Проблему рассмотривают на постоянно-действующем семинаре-практикуме, в содержание которого, кроме теоретических занятий, обязательно включены педагогические тренинги.
План семинара:
Что такое педагогическое общение?
Умеем ли мы говорить с ребенком?
Умеем ли ребенка слушать?
Детские конфликты, роль педагога при их разрешении.
Наказания и запреты.
Оценка и поощрения.
III. Организация периода адаптации в разных возрастных группах. В содержании проблемы на консультативных встречах с педагогами ДОУ прорабатываются следующие вопросы:
Как организовать период адаптации в каждой возрастной группе?
Как обеспечить спокойную адаптацию вновь поступивших детей (работа с родителями)?
Какие материалы для обследования детей надо подготовить и как их использовать?
Особенности организации работы в рамках гибкого режима.
Как создать эмоционально-комфортную среду в группе и дома?
IV. О проведении обследования детей ДОУ
При реализации этой темы обязательно знакомят педагогический коллектив с содержанием методического письма Министерства образования Российской Федерации № 70/23-16 от 07.01.99 «О практике проведения диагностики развития детей дошкольного возраста в ДОУ».
Для проведения квалифицированного всестороннего обследования детей объединяют усилия всех специалистов учреждения, обеспечив их нормативными материалами и методиками обследования.
Так, обследование уровня физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста проводится медицинским персоналом и воспитателем по физической культуре 2 раза в год (в начале и в конце).
Промежуточное обследование проводят с детьми, развитие которых по показателям не соответствует нормативам. При обследовании используют программу скрининг-тестов, разработанную НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Горкомсанэпиднадзора России и утвержденную Министерством здравоохранения и Министерством образования России.
Психолого-педагогическое обследование детей проводит психолог — 2 раза в год (при необходимости проводится промежуточное обследование). При этом он особое внимание обращает на уровень развития памяти, внимания, умственной работоспособности, речи, логики мышления и эмоционально-волевой сферы ребенка. Методика обследования психических процессов выбирается психологом самостоятельно.
Образование, педагогика, воспитание:
История Уфы в архитектуре
Мы все знаем, слышали и видели о сокровищах найденных в гробнице Тутанхамона, о терракотовых воинах, Венере Милосской, о скелетах мамонтов и других находках археологов обнаруженных в Египте, Китае, Якутии, Греции, Турции и так далее, но даже не представляем какие древности хранят наши земли. Сущест ...
Типы учебных упражнений
Анализируя содержание существующих программ обучения, учебников для начальной школы можно отметить, что содержание программ нацелено на: - формирование у школьников приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения); - на формирование умений д ...
Игры и упражнения с предметами
В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятельности. Характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что им ...