Современная практика работы дошкольных учреждений показывает, что далеко не все педагоги и родители знают особенности психофизического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка-дошкольника и, как следствие, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики.
Для более эффективного взаимодействия педагогов (всех категорий) и родителей по воспитанию здорового и развитого ребенка в дошкольном учреждении необходимо организовывать семинары, консультации, тренинги, практикумы, беседы. В условиях дошкольного учреждения рассматриваются следующие вопросы, которые помогут педагогическому, техническому персоналу и родителям постепенно овладеть приемами здоровьесберегающей технологии:
I. Вопросы возрастной физиологии и психологии
План консультации:
Особенности физического развития ребенка на разных возрастных этапах и условия его воспитания.
Организация гигиенического режима для двигательной деятельности.
Профилактика заболевания опорно-двигательной системы ребенка.
Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы ребенка.
Гигиена дыхания.
II. Педагогическое общение (для педагогов и родителей) Проблему рассмотривают на постоянно-действующем семинаре-практикуме, в содержание которого, кроме теоретических занятий, обязательно включены педагогические тренинги.
План семинара:
Что такое педагогическое общение?
Умеем ли мы говорить с ребенком?
Умеем ли ребенка слушать?
Детские конфликты, роль педагога при их разрешении.
Наказания и запреты.
Оценка и поощрения.
III. Организация периода адаптации в разных возрастных группах. В содержании проблемы на консультативных встречах с педагогами ДОУ прорабатываются следующие вопросы:
Как организовать период адаптации в каждой возрастной группе?
Как обеспечить спокойную адаптацию вновь поступивших детей (работа с родителями)?
Какие материалы для обследования детей надо подготовить и как их использовать?
Особенности организации работы в рамках гибкого режима.
Как создать эмоционально-комфортную среду в группе и дома?
IV. О проведении обследования детей ДОУ
При реализации этой темы обязательно знакомят педагогический коллектив с содержанием методического письма Министерства образования Российской Федерации № 70/23-16 от 07.01.99 «О практике проведения диагностики развития детей дошкольного возраста в ДОУ».
Для проведения квалифицированного всестороннего обследования детей объединяют усилия всех специалистов учреждения, обеспечив их нормативными материалами и методиками обследования.
Так, обследование уровня физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста проводится медицинским персоналом и воспитателем по физической культуре 2 раза в год (в начале и в конце).
Промежуточное обследование проводят с детьми, развитие которых по показателям не соответствует нормативам. При обследовании используют программу скрининг-тестов, разработанную НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Горкомсанэпиднадзора России и утвержденную Министерством здравоохранения и Министерством образования России.
Психолого-педагогическое обследование детей проводит психолог — 2 раза в год (при необходимости проводится промежуточное обследование). При этом он особое внимание обращает на уровень развития памяти, внимания, умственной работоспособности, речи, логики мышления и эмоционально-волевой сферы ребенка. Методика обследования психических процессов выбирается психологом самостоятельно.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности работы над внятностью устной речи неслышащих учащихся
На основе проведенного нами исследования мы можем предложить следующие методические рекомендации. Учитывая, что важными компонентами внятности речи являются словесное ударение, голос, умение членить фразы паузами и т.д. при работе над развитием внятности следует обращать внимание на те аспекты, кот ...
Подготовка к обучению грамоте
Известный советский психолог Л.С.Выгодский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждения тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенному роду внешним воздейс ...
Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий
Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. В ...