Заходер увлеченно обновляет старые сюжеты, ищет новый смысл стершихся выражений, возвращает словам забытые значения. Избитую тему о зазнайстве поэт превращает в злободневную и острособытийную комедию, где действующие лица – буквы алфавита, проучившие самонадеянную букву «Я».
В многочисленных миниатюрах, посвященных животным, он страстно борется с людскими пороками: тупостью, чванством, подхалимством. Философская глубина в сочетании с афористичностью приближает их к народным притчам:
Я,
Конечно,
Пресмыкаюсь,
Но нисколько в том не каюсь,
Ибо тот, кто пресмыкается,
Никогда
Не спотыкается.
Яркий юмористический талант Н.Н.Носова, сочетающийся с большей долей лиризма, раскрывается уже в первых рассказах: сборники «Тук-тук-тук» (1946), «Ступеньки» (1946), «Весёлые рассказы» (1947). Для рассказов для детей характерны остросюжетность, динамичность, насыщенность комическими ситуациями.
Для дошкольников предназначен сборник рассказов «Веселые истории». В него вошли такие рассказы: «Автомобиль», «Метро», «Замазка», «Саша», «Шурик у дедушки», «Леденец», «Карасик», «Прятки», «Бабушка Дина», «Живая шляпа», «Огородники». В центре рассказов характеры фантазеров, непоседливых и неуемных выдумщиков, которым часто достается за их затеи.
Писатель изображает самые обычные события в жизни детей – поездку на дачу, покупку новой игрушки, но все они, как правило, рассказаны самими участниками этих событий. На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий отношение ко всему происходящему героя – мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающее те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование, как правило, ведется от первого лица.
Рассказы Носова лишены лобовой назидательности. Он с мудрой улыбкой даёт возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное в поступках героев.
«Действительная причина смешного заключается не во внешних обстоятельствах, ситуациях, положениях, соответствиях и несоответствиях. А коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Н.Носов.
Достоинства веселой книжки определяет множество условий. Любовь к ребенку и «чувство детства». Пылкая эмоциональность и тонкое мастерство слова. Современность в самом широком смысле и своеобразие подхода к сюжету. Определяются эти достоинства и находками в области смешного, и естественностью таких находок, и, что, очень существенно, внутренней нравственной или познавательной наполненностью комического образа.
Рассказы Носова для детей рассчитаны и на взрослого читателя. У книг Носова, как правило, два адреса – ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.
Говоря о мастерстве детских писателей, Б.Бегак в своей книге «Дети смеются» справедливо отмечал: « От маленького и просто смешного они шли к большому разговору с юными гражданами страны о законах жизни» .
Образование, педагогика, воспитание:
Апробация методики по формированию коммуникативной полноценности речи на
основе ИЗО занятий
Задачи формирующего этапа исследования были следующие: 1. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи. 2. Определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции. 3. Проверить эффективность методики экспериментальной работы. На формирующ ...
Структура проблемного урока
Проблемным называется урок, на котором преподаватель целенаправленно создаёт ситуации для поисковой деятельности студентов при приобретении и закреплении новых знаний и способов действий. Особенностью проблемного урока является то, что повторение пройденного материала в большинстве случаев сливаетс ...
Игровые технологии преподавания происхождения сущности государства и права
в современной школе
Игра – это определенная целостная реальность, обязательно как-то соотносящаяся с существующим миром («кусок» жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и ...