В современных условиях осознания духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного учета особенностей региональной культуры в работе с детьми. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ.
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
Поэтому приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры прежде всего своей малой Родины. Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э.А. Баллером, Э.В. Ильенковым, А.В. Каменец, Ю.А. Лукиным, Э.Ю.Соловьевым и др.
В последние годы возрос интерес в дидактическому аспекту ознакомления детей сродной культурой и национальными традициями. В работе А.Б. Измайлова представлены "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников, в исследовании М.Б. Кожановой раскрыт педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания. Такой процесс рассматривается как специально организованное взаимодействие (в виде со-действия) педагогов и воспитанников по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и своим ребёнком, своих интересов и потребностей, способствующих развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина.
Внимание исследователей также уделено вопросам подготовки будущих воспитателей к народоведческой работе в дошкольных учреждениях, к работе по усвоению старшими дошкольниками народоведческой лексики (Н.Л. Емельянова, Ю.Н. Косенко, Л.С. Плетенецкая) и отдельным ее аспектам: формированию этнокультурной компетентности студентов пединститутов в условиях полиэтнической среды (Гуренко О.И., 2005) этнопедагогической подготовке (Давыдова О.И., 2007).
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых традиции и обычаев содействующих воспитанию и развитию личности.
Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.
Нам представляется чрезвычайно важным складывающийся в современной философии новый взгляд на культуру, как на единство национального, этнического и регионального. Это объясняется, по-видимому, тем, что в культуре фиксируется не только общечеловеческая жизнедеятельность, но и отражаются качественные своеобразия исторически сложившихся конкретных территорий.
Культура России сложилась в условиях этой многонациональное. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования.
Мы полагаем, что главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять. Сто процентов воспитателей дошкольного образовательного учреждения относятся позитивно к народным традициям, считают, что их надо соблюдать. Однако, на деле поддерживают народные традиции в детском саду 42,8 % педагогов. Остальные 26,2 % респондентов относятся безразлично к проблеме, а 31,0 % - негативно, не поддерживают народные традиции и не проявляют желание их поддерживать в будущем.
Образование, педагогика, воспитание:
Изучение народного искусства в начальной школе на уроках изобразительного
искусства; влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка
В настоящее время многие аспекты освоения народного и декоративно- прикладного искусства в школе изучены достаточно полного и глубоко. Аспекты освоения народного искусства у школьников происходит на уроках декоративного рисования Содержание художественного – эстетического образования, основанное на ...
Омонимы в русском языке
В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называют лексическими омонимами, а звуковое и грамматическое совпадение языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом называется омонимией. (Гр. – homos – оди ...
Структура профильной школы
Важнейшим вопросом профильного обучения является определение модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников, с другой стороны – ряд факторов, сдерживающих п ...