Процессы возбуждения у ребёнка преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем отрицательные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться от желаемого действия. К особенностям высшей нервной деятельности детей 3-го года жизни относится сравнительно слабая подвижность нервных процессов. Дети не могут быстро начать или затормозить какое либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Согласно учению И.П. Павлова о высшей нервной деятельности в основе регулярных, правильно подобранных физических упражнений, игр и других активных движений лежит принцип упражняемости функций нервной системы, а системное повторение движений способствует образованию новых рефлекторных связей.
Процесс развития двигательных функций ребенка основываете следующих принципах:
1. Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности. Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундамента будущих функций. Например, для того, чтобы сидеть ребенок должен научиться держать голову и выпрямлять спину.
2. Последовательные стадии в развитии двигательных функций - перекрывают друг друга. Ребенок, совершенствуясь в выполнении одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, полугодовалый малыш тренируется в выпрямлении спины и в поворотах головы и в то же время пытается овладеть навыком сидения.
3. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции некоторых движений. Например, у ребенка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища.
4. Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям (цефало-каудальный принцип развития моторики). Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы, формируется раньше, чем за положением ног.
Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
Образование, педагогика, воспитание:
Разработка плана исследования особенностей образовательной сети школ г.
Березовского
В настоящий момент для введения профильного образования у школ г. Березовского отсутствует информированность об его внедрении. Школы не против того, чтобы ввести профильное обучение. Объектом исследования является сегодняшнее состояние образовательных учреждений. Предметом исследования являются: 1) ...
Методика формирования морфологического строя речи
Ученые-методисты рекомендуют учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может ...
Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших
школьников
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельно ...