На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей, учет особенностей социального и культурного контекста развития ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира, органическое соединение группового и личностного начал, делающее общественно значимое для ребенка личностно значимым. Мера развития ребенка выступает как мера качества работы педагога, образовательного учреждения, всей системы образования. Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание - неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья. В статье 2 Закона РФ «Об образовании» отмечено, что одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение. Поднимаясь вначале главным образом через посредство двигательной деятельности по ступеням самосознания, ребенок крепнет и развивается не как отдельное, изолированное существо, но как будущая социальная личность, так как именно познание своих сил и степень веры в них, приобретаемые в процессе действования, в большой степени определяют социальные черты личности и положение ее в окружающей среде. При той роли, которую в жизни ребенка играет двигательная деятельность, культура правильных движений составляет одну из основных задач физического воспитания. Твердая, правильная походка, стройное и устойчивое положение тела, сильный и смелый прыжок, правильный размах руки, быстрый бег и т.п. - все это моменты, которые играют важную роль в возникновении и укреплении того чувства здоровья, бодрости и веры в свои силы, которое, является чрезвычайно важным и ценным в формирующейся личности ребенка. Его двигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные им двигательные умения и ловкость определяют не только его физическое развитие, но и социальное положение, т.е. то место, которое он способен занять во время игр и занятий в зарождающемся детском коллективе. С развитием двигательной сферы связаны особенности жизненного тонуса ребенка, энергетическое обеспечение организма и всех его систем, доминирующего настроения. Овладение движениями - это появление у ребенка возможности испытать «мышечную радость», возникающую при овладении им собственным телом. Более того, неразвитость сферы движений, неспособность наслаждаться и получать удовольствие от движений могут служить в последствии существенным психологическим барьером, если, к примеру, возникает задача становления двигательного творчества. Если говорить о целенаправленности развития двигательной функции, то реализации только одной естественной потребности в движениях у ребёнка будет не достаточно. Её нужно направлять в нужное русло, предусматривающее использования системы физических упражнений, разносторонне влияющих на организм ребёнка. Однако традиционные занятия физическими упражнениями, организуемые в дошкольном учреждении, не вполне обеспечивают эффективное физическое воспитание детей раннего возраста. Многократное объяснение, повторение, страховка каждого ребенка при выполнении упражнения, ограниченность времени занятия снижают возможный эффект физических упражнений.
Проблему оптимизации физического воспитания детей раннего возраста дошкольное учреждение может решить через привлечение к сотрудничеству семьи.
Известно, что решающее влияние на приобщение детей к физическим упражнениям оказывают личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные занятия с детьми, физкультурно-спортивные умения и физкультурная грамотность, в том числе правильная оценка культурно-воспитательной ценности занятий физкультурой и спортом.
Еще П.Ф. Лесгафт отмечал, что «вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности». A.M. Гендин, Р.А. Майер, В.И. Столяров, А.Н. Фалалеев отмечают, что жизнедеятельность ребенка, не представляя собой пока еще самостоятельный образ жизни человека, органически включается в образ жизни семьи, в образ жизни взрослых членов и, прежде всего, родителей. Здесь, несомненно, существует тесная взаимосвязь: нельзя изучать жизнь и поведение ребенка, в том числе его физическое воспитание и развитие, вне исследования образа жизни семьи, в которой он воспитывается, но точно также сколько-нибудь полная характеристика образа жизни родителей требует учета реального поведения детей, структуры их жизнедеятельности, направления и целей их воспитания в семье, практического вклада отца и матери в это воспитание. Подобный подход объясняется главным образом тем, что именно эти два социальных института - семья и детские учреждения - имеют решающее значение для социализации дошкольника.
По существу, это единственные каналы, через которые общество направляет и реализует воспитание будущего гражданина. Однако родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности. Следует отметить, что функциональные возможности организма дошкольников достаточно велики. Однако если до недавнего времени они недооценивались, то теперь произошел известный поворот во взглядах, и родителей приходится предостерегать против другой крайности - переоценки возможностей малыша. Подбор физических упражнений для детей второго и третьего года жизни, указывают Э.И. Аршавская, В.Д. Розанова, должен соответствовать развитию двигательных навыков у ребенка и содействовать своевременному появлению их. Ребенку нужно последовательно пройти все стадии развития, так как ускорение этого процесса может нанести только вред. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Большинство родителей готовы активно участвовать в интеллектуальном, психо-эмоциональном и физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них умений проведения подобной работы. К тому же, проводить полноценные физкультурные занятия в домашних условиях смогут немногие родители. Именно поэтому педагогический коллектив дошкольного учреждения, озабоченный состоянием здоровья своих воспитанников и заинтересованный в квалифицированной помощи родителям по формированию здоровья детей в семье, может организовать семинары – практикумы для родителей детей раннего возраста по обучению их развивающим и полезным для детей данного возраста подвижным играм.
Подвижные игры оказывают большое влияние на желание детей двигаться, а физические навыки совершенствуются только в движении. В играх детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить, бегать, прыгать, лазать и т.д. Выполняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх, весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.
Так же большое значение подвижная игра имеет для умственного развития. В играх обогащается кругозор детей, уточняются, закрепляются имеющиеся у них знания, представления об окружающем, о свойствах предметов. Особенно ценно, что малыши не только уточняют, обогащают свои представления об окружающем, но и развивают воображение, инициативу, сообразительность (действуют, изображая зайчика, медведя, мышку, самолет и т.д.).
Проблема исследования – недостаточный уровень развития физических навыков детей раннего возраста.
Данная проблема связана со следующими противоречиями:
Между недостаточным уровнем развития у детей раннего возраста физических навыков и низкой заинтересованностью родителей в решении данной проблемы;
Между необходимостью вовлекать родителей в процесс активного физического развития детей и их низкой компетентностью в данном вопросе;
Между необходимостью совершенствовать физические навыки детей раннего возраста и отсутствием специального инвентаря в домашних условиях.
Между необходимостью индивидуального сопровождения двигательной деятельности детей родителями и недостаточным непосредственным взаимодействием родителей и детей раннего возраста, посещающих ДОУ.
Объект исследования - развитие физических навыков детей раннего возраста. Предмет исследования - комплекс подвижных игр с детьми раннего возраста совместно с родителями в условиях дошкольного учреждения. Цель исследования – совершенствование физических навыков детей раннего возраста, через систему подвижных игр организованных совместно с родителями.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс подвижных игр для детей раннего возраста совместно с родителями.
3. Привлечь к участию в данном процессе педагогов и родителей. 4. Провести мониторинг результатов исследования.
Образование, педагогика, воспитание:
Знакомство с деятельностью классного руководителя
Направления в работе (выясняются из беседы с классным руководителем) Работа направлена на формирование глубоких и прочных знании, коммуникативную компетентность, развитие инициативы, познавательного интереса к предмету, творческого мышления, самостоятельность обучающихся, умение планировать, прогно ...
Генезис стиля
Предпосылки существования объективированных стилей создаются в процессе развития деятельности, отчуждения ее результатов, продуктов, средств от производителя. Условным началом формирования индивидуального стиля можно считать вступление субъекта в деятельность. Сразу же, еще до сколько-нибудь полног ...
Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в
процессе обучения информатике
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...