Золотая педагогика

Анализ психолого-педагогической литературы

Страница 1

Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Рост малыша в 2 года по данным О.В Еремеевой и А.В. Митрошенкова (1997) составляет у мальчиков 85-88 см, в 3 года 95-98 см. У девочек в 2 года 83-88 см, в 3 года 92-97 см. Масса тела ежегодно увеличивается на 2-2,5 кг., и составляет у мальчиков в 2 года 11,9 - 14,3 кг., в 3 года 14,1 - 16,3 кг., у девочек в 2 года 11,0 - 13,6 кг., в 3 года 12,9 -15,7 кг. Костная система ребёнка раннего возраста ещё не достаточно хорошо развита. Наблюдается преобладание хрящевой ткани над костной, в связи с чем позвоночник легко поддается деформации, что в дальнейшем может привести к различного рода нарушениям в опорно-двигательном аппарате. Исследователи данной проблемы (А.Г. Хрипкова, 1975; Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зварыгина, и др. 1998) считают, что для правильного развития костно-мышечной системы ребёнка необходимо создать условия, в которых он мог бы свободно передвигаться. Для периода раннего возраста характерно интенсивное развитие мышечной системы и связочно-суставного аппарата. Наблюдается высокая эластичность мышц, связок, сухожилий, что обеспечивает хорошую конгруэнтность суставов. Под влиянием естественной тренировки мышц, особенно мышц-разгибателей, удерживающих в вертикальном положении туловище, значительно увеличивается масса тела ребенка. В то же время, несмотря на интенсивность развития, мышечная система составляет только 25% от общей массы тела, в то время как у взрослого- 40-43%. Тело ребёнка начинает претерпевать некоторые изменения, оно становится менее округлым. Интересные изменения происходят и в сердечно - сосудистой системе ребёнка в период раннего возраста. Если к 2 годам частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет 110-115 ударов в минуту, то в 3 года - 95-110 ударов в минуту. Дыхательная система в этом возрасте имеет свои особенности. Верхние дыхательные пути у детей раннего возраста относительно узки, слизистая оболочка, выстилающая их, богата лимфатическими и кровеносными сосудами, при любых воспалительных явлениях они легко набухают и затрудняют дыхание.

Грудная клетка имеет цилиндрическую форму, что приводит к поверхностному и частому дыханию. Интенсивность обмена газов между кровью и воздухом значительно ниже, чем у взрослых, что объясняется большой частотой и малым объемом дыхательных движений. К 3-м годам значительно совершенствуется система пищеварения. Увеличивается объем желудка: если его ёмкость у годовалого ребёнка равна 250 мл., то у 3-летнего - 400 мл. Формируется жевательный аппарат, что позволяет справляться с плотной пищей. Можно с уверенностью сказать, что ребёнок 3-х лет практически может есть ту же пищу, что и взрослый. В этом возрасте головной мозг ребёнка интенсивно развивается, растёт число нервных клеток черепно-мозговых нервов, расширяются связи между речевыми центрами коры больших полушарий, происходит становление второй сигнальной системы. Развитие высшей нервной деятельности в значительной мере подчиняется влиянию внешней среды, поэтому в этот период легко формируются навыки, привычки поведения и элементы характера у ребенка. В этом возрасте формируются двигательные центры коры и мозжечка системы анализаторов. (М.М. Кольцова 1973; М.И. Лисина, 1983) Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зварыгина и др. указывают, что условные рефлексы в этом возрасте возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Многие условные рефлексы, а, следовательно, привычки, правила поведения, умения к 3 годам не являются достаточно устойчивыми. И если их не подкреплять они легко разрушаются.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях общеобразовательных школ
Прежде всего отметим, что содержание обучения иноязычному самостоятельному чтению должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью, информационной и языковой доступностью. Воспитательно-образовательно-развивающий эффек ...

Роль и место самостоятельного домашнего чтения в обучении учащихся старших классов иностранному языку
Чтение на иностранном языке как опосредованная форма общения предоставляет возможности для расширения кругозора учащихся за счёт познавательной информации, заложенной в текстах, для воздействия на их интересы, чувства и эмоции. Как справедливо отмечает Л.А. Чернявская, оно оказывает влияние на разв ...

Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
В творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая выступает как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru