Содержание работы социального педагога по организации процесса взаимодействия с семьёй определяется особенностями конкретного микросоциума, совокупностью его социально-педагогических проблем, профессиональными знаниями и умениями специалиста. Основными критериями деятельности социального педагога, взаимодействующего с семьёй являются повышение психолого-педагогической культуры родителей и защита семьи и ребёнка в социуме.
Как показало наше исследование, суть профессиональной деятельности социального педагога по организации эффективного процесса взаимодействия с семьёй заключается в посредничестве между личностью, семьёй и обществом в поиске равновесия и гармонии между ними. Его цель — наладить определённые эффективные пути взаимодействия между человеком и его семьёй, с одной стороны, и обществом, социальным окружением, с другой, помочь человеку мобилизовать собственные резервы и решать свои проблемы самому.
Ведущими направлениями его деятельности по эффективной организации процесса взаимодействия с семьёй являются в первую очередь диагностика и коррекция внутрисемейных отношений, а также актуализация воспитательных возможностей семьи, организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье, трудному ребёнку в решении проблем адаптации в обществе, ведение профилактической работы, координация сотрудничества с социальными и психологическими службами, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Из дипломной работы следует, что основные функции социального педагога, применяемые в процессе организации взаимодействия с семьёй — диагностическая, прогностическая, консультативная, коммуникативная, функция развития профессиональных и личностных качеств, охранно-защитная, предупредительно-профилактическая и посредническая.
Вышеприведённый перечень функций не претендует на исчерпывающее описание содержания деятельности социального педагога по организации эффективного процесса взаимодействия с семьёй, тем более что жизнь ставит всё новые задачи.
В реально существующей практике функции социального педагога взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Личностная сторона деятельности социального педагога по организации эффективного процесса взаимодействия с семьёй раскрывается в личностно-профессиональных качествах, где выделяются три группы характеристик, свидетельствующих об отношениях к людям, к своей работе и к себе.
Анализ проблемы в её историко-методологическом становлении и развитии предполагал изучение социально-педагогической защиты семьи и ребёнка в контексте организации социальным педагогом эффективного процесса взаимодействия с семейным коллективом. Он показал, что социально- педагогическая защита семьи и ребёнка, организация процесса взаимодействиясоциального педагога и семьи имеет глубокие исторические корни и предпосылки, в основе которых лежат благотворительность, милосердие, идеинародничества, религия (церковь), прогрессивные традиции. В развитие проблемы внесли существенный вклад выдающиеся учёные и общественныедеятели прошлых столетий и наши современники, фундаментальные трудыкоторых содержат весьма богатый арсенал идей, положений и практико-ориентированных разработок, позволяющих сделать вывод о дифференцированной практике по социальному взаимодействиюизащитесемьииребёнка,имеющейвысокуюстепень рефлексивности.
Изучение истории показало, что социальный педагог по работе с семьёй (или семейный педагог) - это представитель одной из групп социальных работников для оказания помощи и поддержки семье, ребёнку и организации культурно-воспитательной работы с детьми в микросоциуме в контексте эффективного процесса взаимодействия социального педагога и семьи. Социально-педагогическая работа с семьёй является важнейшим показателем и гарантией ее защищённости.
Решение проблемы организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи, социально-педагогической защиты семьи, ребёнка, оказания социально-культурной, психолого-педагогической помощи и поддержки должно быть связано с совершенствованием уклада жизни семьи как определяющего фактора социальной ситуации развития ребёнка и повышением психолого-педагогической культуры родителей через отлаженную систему организации процесса взаимодействия социального педагога и семьи.
Образование, педагогика, воспитание:
Анализ программ и учебников по русскому языку для 1 - 4 классов
В настоящее время в школах осуществляется обучение русскому языку по вариативным авторским программам. Нами были проанализированы учебно-методические комплексы по русскому языку для начальных классов авторов Т.Г. Рамзаевой, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. Пр ...
Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях
общеобразовательных школ
Прежде всего отметим, что содержание обучения иноязычному самостоятельному чтению должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью, информационной и языковой доступностью. Воспитательно-образовательно-развивающий эффек ...
Познавательное развитие детей в ДОУ
Накопленные к шести годам сведения о большом мире является серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о большом мире требует от него определенных умений и упорядочивания накопленных и поступающих сведений. Процесс знаний направлен на: - содержательное упо ...