В дипломной работе дано уточнение понятия «семейный уклад» и введён обновлённый термин «семейная психолого-педагогическая культура», представлено понимание исходной дефиниции «взаимодействие социального педагога и семьи».
Проведённая работа позволила выявить взаимосвязь между семейным укладом и семейной психолого-педагогической культурой с помощью пентабазиса (СУ, ПФЭС, ИТ, СПГГК, ГТН), матрицы сопряжённости, критерия Стьюдента, диаграмм. Чем благоприятнее семейный уклад, тем выше уровень семейной психолого-педагогической культуры, так как он создаёт необходимые, но не всегда достаточные условия для её развития. Чем выше мотивация участия родителей в процессе воспитания, тем больше возможностей для успешного воспитания детей и их защищённости.
Взаимосвязь семейного уклада и психолого-педагогической культуры способствует самореализации Я-концепции родителей и саморазвитию ребёнка.
Определяющим условием развития позитивной самооценки являются отношения, складывающиеся во взаимодействии ребёнка с его социально-культурной микросредой, те особенности уклада семейной жизни, которые ассоциируются для него с ощущением собственной ценности и уникальности. Чем положительнее влияние семейного уклада на детей, тем успешнее идёт развитие личности ребёнка и тем больше уверенности, что в семье растёт настоящий человек.
Дипломная работа велась так, чтобы понять исследуемый объект как систему, как взаимную связь элементов, как структурированную целостность.
Разработанная нами модель, как показала экспериментальная проверка, работает успешно в силу того обстоятельства, что был чётко определён системообразующийфакторпроектируемойсистемы профессионального взаимодействиясоциального педагога и семьи. Таким системообразующим фактором выступил процесс деятельности социального педагога. Отсюда содержание, формы, методы, организация процесса, оценка результативности разработанной системы деятельности специалиста соотносились с потребностями практики, с той социальной ролью, которую призван играть социальный педагог.
На основе монографического описания цельного социально-педагогического опыта сформулированы принципы, основные направления деятельности социального педагога по совершенствованию организации процесса взаимодействия с семьёй, определены содержание и методы его работы с семьёй, описана технология социально-педагогической защиты семьи и ребёнка, выявлены критерии, показатели его результативной деятельности.
Концепция системы деятельности социального педагога по организации процесса взаимодействия с семьёй позволила раскрыть основные составляющие его деятельности, характеризующиеся не только наличием связей и отношений между образующими её элементами во взаимодействии личности, семьи, общества, но и неразрывным единством со средой, во взаимосвязи с которой проявляется целостность.
Систематизированы и интегрированы в единую концепцию системыдеятельности социального педагога по организации эффективного процессавзаимодействия с семьёй разнообразные методики его работы с семьёй иребёнком. Эта концепция явилась основой создания нового опытавзаимодействия школы и семьи при посредничестве социального педагога дляоказания разносторонней помощи семье и ребёнку в микросоциуме. Суть его в организации социально-педагогической службы (функциональноеструктурирование врача, психолога, юриста, социального педагога), где через посредничество и отлаженную систему взаимодействия социального педагога имеют место координация и контроль за деятельностью других ведомств образования, здравоохранения, правоохранительных органов по осуществлению мер социальной охраны и защиты детства, мер социальнойпрофилактики, своевременное выявление семей и детей группы социального риска, осуществление адресной помощи.
Моделирование системы деятельности социального педагога по эффективной организации процесса взаимодействия с семьёй осуществляется успешно при условии выявления существующих проблем в его профессиональной деятельности, опоры на предшествующий традиционный опыт и включения в процесс моделирования самого субъекта.
Образование, педагогика, воспитание:
Общая характеристика процесса воспитания
Понятие «воспитание» является одним из центральных понятий в педагогике. От того, как производится трактовка этого термина, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным словом явления. Исходное значение слово «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспит ...
Младший школьник как субъект учебной деятельности
Школьный возраст, как и все возрасты открывается критическим периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем п ...
Урочные формы внеклассной работы
Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способс ...