Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как свои приобретением. Этот подход к образованию не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими.
С целью активизации познавательной активности учащихся на уроке возможны методические приемы следующего характера: выполнение индивидуальных занятий познавательного характера, домашние практические занятия, решение занимательных задач и т.д. Но и это не всегда эффективно.
Наиболее результативны уроки, проведенные в форме творческих мастерских.
Мастерская – это такая модель обучения школьников, которая позволяет развивать творческие способности учащихся. Одна из основных идей мастерской: каждый человек должен развивать свои способности, возможности, а не копировать кого-то другого.
Основополагающие принципы мастерской:
учитель не над учеником, а с учеником;
в работу включаются не только органы чувств, но и эмоциональная сфера ребенка;
всю работу учащиеся выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта;
чередование индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества;
учитель не формулирует тему урока, а создает мотивационный фон, вызывая у учащихся информационный запрос.
Выделяют несколько видов мастерских: мастерские творческого письма и пластики, мастерские построения знаний и т.д. Каждая несет в себе свой секрет, свою тайну познания и творчества.
Мастерская – одна из методических разработок в поддержку этой программы.
Образование, педагогика, воспитание:
Сущность понятия урок в современном ракурсе
В данной главе рассматривается и анализируется современный урок истории. Здесь автор анализирует сущность самого понятия урок, рассматривает проблемы связанные со структурой, типом и классификацией современного урока истории. Значительное место в данной главе уделяется проблеме подготовке учителя к ...
Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии
В качестве примера по выявлению педагогических условий развития познавательной активности учащихся на уроках биологии представлены 2 конспекта урока, проведенных нами в 8 «А» классе лицея №3 города Оренбурга. Нами взяты конспекты именно этих уроков, так как здесь четко прослеживаются педагогические ...
Разработка элективного курса «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.09.2003 г. №03–93 ин/13–03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования школы» рекомендуется во всех образовательных учреждениях начать с 2003/2004 учебного ...