Усвоение половой роли - это в первую очередь познание ее моральных требований, норм, правил поведения, осуществляющихся в процессе полового воспитания.
Анализ исследований (А.А. Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, А.Г. Хрипковой и др.) позволил выделить основные принципы воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации (природосообразности, культуросообразности, реальности, свободы, социальности, взаимопонимания и доверия, конкретности и ясности, адресности, непрерывности) и определить задачи полоролевого воспитания в ходе полоролевой социализации дошкольников.
Задачи:
умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;
формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;
усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;
развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;
развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;
формирование представлений о "женских" и "мужских" видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;
формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения;
развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;
развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности.
помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;
Согласно концепции воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации критерии половой воспитанности мальчиков и девочек дошкольного возраста заключаются в сформированности половой дифференцированности, половой идентичности, развитии индивидуальности девочки и мальчика.
П.П. Блонский заявлял, что формирование взаимоотношений полов не может быть пущено на самотек, что нецелесообразно в воспитании мальчиков и девочек главное внимание уделять их физиологическим особенностям. Воспитание должно быть обращено к «духовному миру . интимным сторонам личности, её чувствам». М.М. Рубинштейн отмечал, что слабость воспитания состоит в том, что оно строится таким образом, словно готовит молодых людей к безразличию.
М.М. Рубинштейн писал, что у здоровых людей должно быть стремление к другому полу, должен расти и крепнуть «угасающий или неугасающий интерес к полу, т.е. угасающий или неугасающий интерес к жизни».
На основе приведённых выше суждений, Л.И Столярчук делает вывод о том, что важнейшей задачей полового воспитания следует считать саморегуляцию поведения мальчиков и девочек - важнейшей составляющей культуры взаимоотношений полов.
Полоролевая социализация происходит в процессе стихийного взаимодействия ребёнка с окружающей его средой и под влиянием на него различных обстоятельств жизни, а также и в результате целенаправленной социализации.
Педагогическая деятельность в процессе полоролевой социализации имеет специфический предмет - воспитание культуры отношений одного пола к другому, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения, становления женской и мужской индивидуальности.
Целостным ориентиром решения воспитательных задач в ходе полоролевой социализации является нацеленность педагогического процесса на преодоление возможного отчуждения во взаимоотношениях полов.
Итак, полоролевое воспитание является эффективным средством становления личности, при условии, если способствует овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой общения полов, важнейшими признаками которого являются: устремленность образа «Я»; развитие женского (мужского) достоинства, ощущения своеобразия внутреннего мира; создание гуманных отношений основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.
Образование, педагогика, воспитание:
Отбор грамматического материала для обучения устной речи и
чтению
Сущность отбора грамматического материала для школы заключается в создании такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения. При решении вопроса об отборе грамматического минимума учитываются источники и принципы ...
Организм ребенка как саморазвивающаяся и
саморегулирующаяся система
Организм ребенка - это живая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, живой аппарат, обеспечивающий удовлетворение всех родовых и прижизненно возникающих потребностей и психическую деятельность человека. Организм состоит из огромного числа клеток различного строения, в зависимости от того, к ...
Синонимы в русском языке
Лексика как раздел языковедения впервые введена в школьную программу по русскому языку в 1970 году. Работа по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о язык ...