У школьников можно наблюдать ту или иную степень недоразвития речи. Оно обнаруживается и в затруднениях, имеющих место при овладении произношением. Это даёт основания говорить о более позднем и дефектном, по сравнению с нормой, развитии у умственно – отсталых детей фонематического слуха, играющего столь важную роль в становлении правильного произношения и обучении грамоте.
Ребёнок, зная, что он говорит не так, как все, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, когда его о чём – то спрашивают, прибегает к указательным жестам. Это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально – личностной сферы. Он становится настороженным, замкнутым; постоянно ожидает обиды и порицания.
К старшим годам обучения учащиеся существенно продвигаются к овладению диалогической речью, однако многие из них не знают, как следует начать разговор, как о чём – либо спросить человека, особенно незнакомого, как отвечать на его вопросы. Причиной тому служит не только недостаточная сформированность речи, но и особенности мотивационной и эмоционально – волевой сферы.
Общепринятой, универсальной формой общения грамотных людей является письменная речь. Наиболее лёгким видом письма является списывание, но и оно вызывает у умственно – отсталых учащихся трудности. Ещё сложнее оказываются диктанты и особенно – написание самостоятельных работ: изложений, сочинений, писем и другое.
Особенности внимания умственно – отсталых детей: внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект, что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
У умственно – отсталых детей отмечается недостаточность памяти, особенно произвольной. Для них свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причём у одних детей через 10 – 15 минут работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность, другие же становятся вялыми и пассивными.
Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств у умственно – отсталых детей. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ребёнка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.
С возрастом у учеников вспомогательной школы несколько возрастает объём произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально – развивающимся сверстникам.
Особенности развития личности и эмоционально – волевой сферы умственно – отсталых детей: личность – это конкретный человек, занимающийся определёнными видами деятельности, осознающий своё отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Все аспекты личностной сферы формируются у умственно –отсталых школьников также медленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Особые трудности вызывает формирование у ребёнка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается.
Образование, педагогика, воспитание:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития ...
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения
Конец XX столетия ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и возникновением новых, формированием новой философии жизни. Человеческое сообщество захлестывает ускоряющийся динамизм социальных процессов, ...
Техники акварельной живописи
«Сила живописи, как и всякого искусства,— в глубине содержания и совершенстве формы. Только сочетание значительной, передовой идеи и отточенного профессионального мастерства дает подлинное произведение искусства. Если творческое мышление художника является его духовной силой, то техника живописи сл ...