Вершиной творчества Иванова, несомненно, являются его «библейские эскизы». В библейских эскизах нет единообразия технических переливов – они варьируются, сочетаются, рождаются заново в связи с той или иной живописной задачей. В одних листах краски почти нематериально прозрачны, в других – акварель становится многослойной и приобретает плотность и весомость звучания. В композициях, исполненных на темных бумагах, эффект завораживающего внутреннего свечения достигается применением белил. Судьба акварельного наследия А.А. Иванова сложилась так, что оно практически не имело никакого воздействия на искусство современников и ближайших потомков. Известные лишь очень узкому кругу лиц акварели были бережно хранимы братом художника С.А. Ивановым и М.П. Боткиным, согласно воле автора, осознавшего «преждевременность» своих открытий. Частично опубликованные в 1870-е – 1880-е годы они лишь тогда стали важным фактом художественной жизни, оказавшим влияние на поколение рубежа XIX – XX веков.
После почти одновременного ухода со сцены выдающихся мастеров-акварелистов П.Ф. Соколова, К.П. Брюллова и А.А. Иванова акварель переживает очень сложный период, отмеченный серьезными изменениями в понимании задачи и предназначения искусства наметившимися в обществе. Утонченная эстетика и изысканная культура акварели с условностью и артистизмом ее языка в 1860-е годы не вполне соответствовали тем социальным задачам, которые выдвигались новой художественной эпохой. Позиции акварели оставались непоколебимыми лишь в таких традиционных для нее областях применения, как видовой ландшафт, «итальянский жанр», костюмированный портрет. Здесь заботливо сохранялись традиции, профессионализм исполнения. Тщательно разработанные «картинные» листы К.Ф. Гуна, Ф.А. Бронникова, Л.О. Перемацци, И.П. Раулова, А.А. Риццони, Л.Ф. Лагорио трактуют акварель как техническую разновидность живописи. Произведения воспринявших эту традицию художников демонстрируют очень естественную и неконфликтную смену поколений акварелистов – «консерваторов».
В середине XIX века акварель осваивает новые сферы применения – натурный этюд, иллюстрация, критический бытовой жанр, сатирические зарисовки. Каждый из этих жанров скромно обогащает технику какими-то особыми чертами. В бытовых сценках П.М. Шмельникова отрабатывается принцип взаимодействия акварели и карандашного рисунка, положенного поверх еще не просохшего слоя краски, «происходит соединение двух начал – живописного и графического». В эскизах и этюдах картин художников-передвижников естественный и даже неизбежный эффект незаконченности начинает осознаваться как особое преимущество техники, важный эстетический прием.
В 1870-е годы молодое поколение художников как бы заново раскрывает возможности акварели. Она не публична, это техника «для себя», дающая абсолютную свободу самовыражения. Так совершенно непривычного, « неизвестного» Крамского являют нам его пейзажные «Калитка в саду» (1874 г.), «Деревенский дворик во Франции» (1876 г.), «В роще Медон близ Парижа» (1876 г.), «Гапсаль» (1878 г.). Трудно поверить, что жизнерадостные многоцветные работы, исполненные вдохновенно и артистично, принадлежат кисти художника, которого в живописи отличают рассудительность, эмоциональная сдержанность, скупая цветовая гамма. Поражает не столько даже «несовременность» этих маленьких шедевров, их несоответствие живописной манере Крамского-художника и системе взглядов Крамского-теоретика искусства и общественного деятеля, сколько сама мощность его колористической одаренности, не нашедшая выход в живописной практике.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие
социальной адаптации
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это ос ...
Задачи и содержание обучения связной речи
Программа детского сада, предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить моноло ...
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения
Конец XX столетия ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и возникновением новых, формированием новой философии жизни. Человеческое сообщество захлестывает ускоряющийся динамизм социальных процессов, ...