Золотая педагогика

Передача состояния времен года в картинах художников

Страница 5

Ненастный, но тихий и задумчивый осенний день изображен в картине «Осенний день. Сокольники» (1879 г.). Высоко подняли в небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея, как бы вовлекая туда наш взгляд. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье.

Левитан стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в смазанности очертаний стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность, то есть изображение атмосферы, играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины. Левитан заменяет предметную выписанность и детализацию своих предыдущих пейзажей более широкой манерой письма. Он, скорее, обозначает деревья, их стволы, кроны, листву кленов. Картина написана жидко разведенной краской, формы предметов даются непосредственно мазком кисти, а не линейными средствами. Эта манера письма была естественным стремлением передать именно общее состояние, так сказать, «погоду» пейзажа, передать влажность воздуха, который как бы окутывает предметы и стирает их очертания.

Противопоставление громадности пространства неба и высоты сосен сравнительно маленькой фигурке делает ее такой одинокой в этой пустынности парка. Изображение проникнуто динамикой: дорожка убегает вдаль, по небу несутся облака, фигурка движется на нас, желтые листья, только что сметенные к краям дорожки, кажутся шуршащими, а растрепанные верхушки сосен - качающимися в небе.

Яркостью и повышенной декоративностью отличается картина Левитана «Золотая осень». Ощущение жизненной полноты, свежести чувств в солнечный осенний день создаётся во многом благодаря «бурлению» краски в изображении червонного золота листвы и смелому, энергичному письму синего неба, тёмной сини реки, на фоне которой вспыхивают покрасневшие листья боярышника. Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передних осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, также желтеющего, березового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь с голубизной неба. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые. Луг на правом берегу реки тоже покрыт желтеющей травой. У поворота реки, по берегу, горизонтальной линией выстроились ивы и березы. На пригорке видно озимое поле с молодой зеленью, вносящей новый цвет в преобладающие желтые тона картины. За крестьянскими постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлее с легкой дымкой. Розоватые легкие облака плывут по нежно-голубому небу, усиливая впечатление воздушности пейзажа.

Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны. Художник дает возможность зрительно почувствовать красоту жизни, прелесть осени в золотом сиянии тихого солнечного дня. Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к родине, к ее лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает.

Осень стала ассоциироваться с картинами Левитана, так родилось понятие «левитановская осень».

Вдоль по деревьям арабеском

Змеятся нити хрусталя;

Серебряным, прозрачным блеском

Сияют воздух и земля…(П.А. Вяземский)

Зима наиболее ярко представлена в картинах Игоря Эммануиловича Грабаря. В 1904 году он написал картину «Белая зима. Грачиные гнезда». Красота высоких плакучих берез, усеянных шапками гнезд подчеркнута утонувшей в снегу избушкой.

Гармония тональных отношений в картине порождена светом зимнего серебристого, бессолнечного дня. «Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Эта белизна без белильности, кажется, удалась», - писал Грабарь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Психологические факторы тестовых заданий
Тестовые задания можно рассматривать как разновидность сообщений или текстов, адресованных учащимся с определенной целью. Цель этих сообщений состоит в том, чтобы проверить и оценить их знания по соответствующим разделам учебного материала. Но вначале эти сообщения должны быть правильно (адекватно) ...

Взаимосвязь процессов функционирования и развития в Омской области с элементами содержания общего образования
Регионально-национальный компонент содержания общего образования предопределяется содержанием понятия «регион». Регион – это территория, объединенная общим признаком, отличающим данную территорию от соседних территорий. Исходя из этого определения, очевидно, что в зависимости от выявленных признако ...

Понятие «аутентичный текст»
Проблема аутентичных материалов (текстов, в нашем случае), используемых в обучении иностранным языкам, вызывает много разногласий сама по себе. Само понятие «аутентичный текст» появилось в методике не так давно, что связано с современной постановкой целей обучения иностранному языку. В настоящее вр ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru