Хорошо и беззаботно мне
На траве, среди берез зеленых,
В тихой и безвестной стороне! И.А.Бунин
На движении и на игре освещения построена картина Левитана «Березовая роща» (1889 г.). Игра света, движение теней служат основой и средством выражения «настроения» в этой картине. Пятна света и тени зовут зрителя углубиться в изображение, где теряется ясность очертаний предметов и березовая роща сливается в общих зеленых пятнах. Игра света на стволах берез делает их не только трепетными и живыми, но словно прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветность, которой передается игра света и теней на стволах. Здесь наряду с белыми, пастозно положенными пятнами более мелкие розовые, коричневые и дополнительные к ним голубовато-зеленые цвета. Они находят себе поддержку в изображении мелких лиловых цветочков и желтых бликов света в траве и наверху в листве.
Тени трактовались там то, как голубоватые, то, как жемчужные. В пронизанной солнцем, сияющей, словно излучающей изумрудный свет картине «Березовая роща» цветовая передача отношений светлого и темного приобрела замечательную чистоту и непосредственность. От картины словно веет свежестью и запахами летнего солнечного дня в лесу.
Еще нигде Левитан не подходил так близко в своей живописи к импрессионизму, подходил самостоятельно, не зная еще работ французских художников и не видя иных проявлений импрессионизма, кроме этюдов его сверстника и сотоварища К. Коровина. В самом деле, импрессионистична сама композиция с ее срезом стволов берез и их верхушек краем картины, композиция, как бы сразу вводящая нас вглубь изображения, на эту траву под сень берез, погружающая нас в наполненный благоуханием нагретой солнцем зелени, пронизанный светом воздух. Импрессионистична и динамика изображения, проявляющаяся в кажущейся « случайности » выбора точки зрения и расположения стволов и в том легком ритме движения, которым проникнуто все в картине. Это - движение, не имеющее определенной направленности, а словно «порхающее».
Одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств приобрели образы природы в живописи исключительно одаренного, но рано погибшего пейзажиста Федора Александровича Васильева. «Возвращение стада» (1868 г.) - она из ранних картин Васильева. От стремительно надвигающейся грозы спешит в деревню стадо, торопятся крестьянка с поклажей и девочка, и зритель живо ощущает охватившую людей, животных и всю природу тревогу. Художник добивается этого тонко рассчитанными средствами композиционного и светоцветового построения. Центральный мотив, организующий картинное пространство, - проселочная дорога. Непосредственно от нижнего края картины она идет слева направо, но тут же резко поворачивает справа налево, чтобы вдали снова повернуть направо и скрыться за группой деревьев, замыкающих собой ближние планы. Такое решение композиционной оси уже при первом взгляде на пейзаж рождает у зрителя ощущение беспокойства и тревоги. Передний план картины написан очень обобщенно и почти эскизно.
Не найдя здесь ничего, что требовало бы внимательного рассмотрения, зритель, следую взглядом за светлой лентой дороги, переносит свое внимание на второй план, где наталкивается на стремительное встречное движение стада и двух человеческих фигурок. Ощущение тревоги усиливается, возникает чувство смятения, поддерживаемое к тому же распределение светотеневых пятен. Фигуры крестьянки и девочки, животные на переднем плане ярко освещены прорвавшимся сквозь тучи лучом, но дальше все погружено в глубокую тень. Резкий контраст света и тени еще более усиливает состояние, рождаемое приближением грозы, порывом ветра, гнущим ветви деревьев. Наполнив динамикой ближние планы, Васильев оставил спокойными и относительно светлыми дали. Такое решение имеет глубокий смысл для пейзажного образа в целом как первая попытка художника выразить характер русской природы: широту ее просторов, спокойную плавность линий горизонта.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя, прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса .(А.С. Пушкин)
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. «Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья».
Образование, педагогика, воспитание:
Типологический отбор исследуемых
Допустим, необходимо изучить эффективность нового метода развития силы. Для эксперимента потребуется сформировать две группы исследуемых, предположим, по 10 человек. Однако судить об эффективности нового метода позволительно будет только в том случае, если удастся уравнять исходные уровни развития ...
История возникновения игр-драматизаций в практике дошкольного образования
В истории развития педагогической мысли игра человеческого общества переплеталась с культовым поведением, магией и религией, была тесно связана со спортом, военными и иными тренировками, а также с искусством. Философы, этнографы, культурологи, психологи, педагоги, социологи разработали ряд положени ...
Опытно-практическая работа с детьми
Уроки изобразительного искусства – это особые уроки и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в осмысленной творческой деятельности – это первые шаги в «Храм искусства». Школьный учитель должен тонко чувствовать ...