Н.И. Жинкиным выявлено, что порождение и восприятие речи являются процессами поэтапной реализации внутренней программы, которая управляется речевым механизмом. Вне зависимости от трактовки речи как говорения или как процесса общения посредством говорения и слушания, закономерности функционирования ее механизма не изменяются. Речевой механизм реализуется как саморегулирующаяся система парных этапов (звеньев), в которой одно звено определяет функционирование другого. Пара образует единое звено на каждом следующем уровне реализации речевого процесса.
На первом уровне процесс осуществляется перцептивно-моторным звеном, которое функционирует благодаря эквивалентности слухового и произносительного механизма. Перцептивно-моторный этап осуществляется синхронным действием энергетической, голосовой и произносительной систем человека, в которых саморегулируются: при восприятии – акустическая статика, и слоговая динамика, и при произнесении – статичность положения языка, губ при артикуляции звука, и динамика слогоделения непрерывного речевого потока. Речевой динамикой слоговедения регулируется модуляция энергии на каждом произносимом звуке. Из речевого потока слуховой анализатор вычленяет статические единицы речи - форманты звука, тождественные для всех носителей языка. Форманты образуют в долговременной памяти фонемную решетку, которая выполняет смыслоразличительную функцию в процессе восприятия.
Постоянство статических элементов и изменчивость динамических индексов кодируются в долговременной памяти как единое целое. При произнесении звука в зависимости от его места в системе динамических индексов он произносится с соответствующей силой, высотой и длительностью в каждой из слоговых позиций.
Саморегуляция соотношений динамических индексов отдельных звуков в слогах создает слуховой образ нормативной структуры звуковой формы слова, которая сохраняет тождество в процессе динамических перестроек, в результате чего слово узнается при восприятии.
В процессе слоговой динамики усиление и ослабление формант изменяется, но сохраняется их словоразличительная функция как фонем, благодаря чему форманты переосознаются или видоизменяются.
В этом состоит саморегулировка двух звеньев, в единстве образующих звуковую структуру слова и его значение. Звуковая структура слова усваивается в слоговой динамике, а фонемное значение входит в индивидуальный опыт в результате статики семантического тождества и различения звуковых структур слова. Таким образом, в единстве осуществляется целостный аналитико-синтетический процесс.
На следующем уровне речевого механизма саморегулируется соотношение звуковых структур отдельных слов и слоговых перестроек всех слов во фразе, образуя в долговременной памяти новый ряд или уровень интонем. Саморегулировка процессов порождения и понимания интонационного оформления высказывания формируется благодаря устойчивости интонем и их коррелятивности речевыми ситуациями, в которых происходит усвоение. При речепорождении артикуляционный процесс, включенный в слоговедение, коррелирует с интонационно-динамическими модуляциями, квантирующими речевой поток. Однако, при нарушении слоговой динамики, регулирующей энергию и правильность артикуляции, речь становится либо дефектной, либо прекращается, поэтому динамика слогоделения составляет необходимое условие речепроизводства.
Сформированная в памяти фонемная решетка (эталон) представляет собой упорядоченные по фонемным правилам константные признаки звуков, являющиеся основой исходных элементов речи – слов. Звуковые признаки, не совпадающие с фонемной решеткой, не получают подкрепления и выпадают из отбора. Фонемная решетка в долговременной памяти отражает языковую статику, включая набор признаков звуков для каждой фонемы, которые не обладают динамическими индексами.
Образование, педагогика, воспитание:
Пассивные методы обучения на уроках информатики
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством о ...
Задачи, содержание, принципы полового воспитания и факторы полоролевой
социализации детей среднего дошкольного возраста
Усвоение половой роли - это в первую очередь познание ее моральных требований, норм, правил поведения, осуществляющихся в процессе полового воспитания. Анализ исследований (А.А. Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, А.Г. Хри ...
Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения на
старшей стадии обучения учащихся иностранному языку
Для успешной организации процесса обучения самостоятельному чтению представляется важным рассмотреть требования к текстам. Основу типологической общности текстового материала для домашнего чтения на средней стадии обучения иностранному языку, на наш взгляд должны составлять требования к: 1) жанру, ...