Образование слов осуществляется благодаря тому, что в индивидуальном опыте носителя языка сформированы правила перекодирования или правила перехода от решетки фонем к решетке морфем. В решетке морфем сочетание звуков кодирует алгоритм слова. Этот звуковой алгоритм передает конкретное предметное значение слова. Морфемный уровень единиц на порядок выше, чем фонемный, и поэтому он надстраивается над фонемной решеткой.
Словарный фонд состоит из морфем или неполных слов, функции которых заключаются в фиксировании предметного значения в основе слова и в корневых, суффиксальных морфемах, и морфемах окончаний. Решетка морфем памяти содержит неизменяемые слова, которые при составлении сообщения становятся полными. Полные формы слов – это результат трансформации постоянных форм, которые снимаются с решетки морфем. Правила перехода от фонемной решетки к решетке морфем формируется в сознании в результате постоянной встречи с полными словами в различных сообщениях. При переходе на буквенный код формируются новые правила перехода посредством образования обратных кинетических связей от органов речи. Наличие этих связей в речевом опыте – необходимое условие для формирования обоих видов
решеток и для перехода от одной решетки к другой.
В результате применения правил взаимопереходов у носителя языка развивается способность: при порождении речевого высказывания одну и ту же неполную морфему реализовать различными полными формами слов, т.е. способность синонимических замен, и способность заменять слова более простыми сигналами – образами предметно-схемного кода внутренней речи в процессе восприятия.
На следующем уровне речепорождение регулируется правилами перехода к синтаксическим критериям отбора слов для структурирования сообщения, сформированными в индивидуальном опыте в процессе речевого общения. Особенностями функционирования синтаксического отбора слов является то, что сознание оперирует не единичными значениями фонем или морфем, а категориями слов, при этом под одно и то же правило могут быть подведены слова с различным звуковым составом. Вторую особенность управления речепроизводством на уровне синтаксического отбора слов составляет актуализация из памяти синтаксической модели как законченной схемы, объединяющей категории слов. По синтаксической схеме отбор слов частично реализуется и частично упреждается. При единовременном синтезе обеих групп слов порождается законченная по смыслу фраза.
Кодированные в памяти посредством речедвижений неполные слова в решетках морфем представляют собой эталон, с которым сличается звуковой комплекс при восприятии. Если происходит отождествление, то значение понимается. Допустимость сочетания категории слов регулируются семантическим уровнем речевого механизма. Слова, не отвечающие семантическим правилам сочетаемости, отбрасываются при объединении синтаксической схемой, в результате чего в категориальную, грамматическую схему из всего словарного фонда памяти отбираются некоторые из всех возможных слов. Отобранные слова, в свою очередь, представляют результат выбора по критерию истинности-ложности, регулируемого логическими правилами соответствия реальной действительности.
Образование, педагогика, воспитание:
Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения
Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации. Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем. Проблемная задача – это учебно-познавательная задача, вызывающа ...
Содержание деятельности социального педагога в специальной образовательной
школе – интернат VIII вида
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому. В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются пре ...
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специальной
образовательной школе – интернат VIII вида
В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева, выделено понятие лицо с ограниченными возможностями – это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. В учебнике Н.М. Н ...