Золотая педагогика

Механизм речи в концепции Н.И. Жинкина

Страница 2

Образование слов осуществляется благодаря тому, что в индивидуальном опыте носителя языка сформированы правила перекодирования или правила перехода от решетки фонем к решетке морфем. В решетке морфем сочетание звуков кодирует алгоритм слова. Этот звуковой алгоритм передает конкретное предметное значение слова. Морфемный уровень единиц на порядок выше, чем фонемный, и поэтому он надстраивается над фонемной решеткой.

Словарный фонд состоит из морфем или неполных слов, функции которых заключаются в фиксировании предметного значения в основе слова и в корневых, суффиксальных морфемах, и морфемах окончаний. Решетка морфем памяти содержит неизменяемые слова, которые при составлении сообщения становятся полными. Полные формы слов – это результат трансформации постоянных форм, которые снимаются с решетки морфем. Правила перехода от фонемной решетки к решетке морфем формируется в сознании в результате постоянной встречи с полными словами в различных сообщениях. При переходе на буквенный код формируются новые правила перехода посредством образования обратных кинетических связей от органов речи. Наличие этих связей в речевом опыте – необходимое условие для формирования обоих видов

решеток и для перехода от одной решетки к другой.

В результате применения правил взаимопереходов у носителя языка развивается способность: при порождении речевого высказывания одну и ту же неполную морфему реализовать различными полными формами слов, т.е. способность синонимических замен, и способность заменять слова более простыми сигналами – образами предметно-схемного кода внутренней речи в процессе восприятия.

На следующем уровне речепорождение регулируется правилами перехода к синтаксическим критериям отбора слов для структурирования сообщения, сформированными в индивидуальном опыте в процессе речевого общения. Особенностями функционирования синтаксического отбора слов является то, что сознание оперирует не единичными значениями фонем или морфем, а категориями слов, при этом под одно и то же правило могут быть подведены слова с различным звуковым составом. Вторую особенность управления речепроизводством на уровне синтаксического отбора слов составляет актуализация из памяти синтаксической модели как законченной схемы, объединяющей категории слов. По синтаксической схеме отбор слов частично реализуется и частично упреждается. При единовременном синтезе обеих групп слов порождается законченная по смыслу фраза.

Кодированные в памяти посредством речедвижений неполные слова в решетках морфем представляют собой эталон, с которым сличается звуковой комплекс при восприятии. Если происходит отождествление, то значение понимается. Допустимость сочетания категории слов регулируются семантическим уровнем речевого механизма. Слова, не отвечающие семантическим правилам сочетаемости, отбрасываются при объединении синтаксической схемой, в результате чего в категориальную, грамматическую схему из всего словарного фонда памяти отбираются некоторые из всех возможных слов. Отобранные слова, в свою очередь, представляют результат выбора по критерию истинности-ложности, регулируемого логическими правилами соответствия реальной действительности.

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых школьников
Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора и умственно отсталых детей. На эти вопросы дефектологии как теоретическая основа системы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта еще не может дать по ...

Воспитание и организация детей перед занятием
Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия. Основная воспитательная зада ...

Методикаформирования представлений о домашних животных у детей раннего возрастасредствами дидактической игры
Провели диагностику предложенную Е.В. Гончаровой и Л.В. Моисеевой. В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрировались дидактические картинки игрушки-модели. Анализируя уровень знаний детей о животных, обращали внимание на следующие критерии: 1. Узнавание и называние животного. 2. Знание особ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru